Министр-миллиардер: чего от него ждать экономике?

Вернуться к досье

Сколь бы удивительным не казалось анонсированное несколько недель назад назначение на пост руководителя главного экономического министерства Петра Порошенко, отныне это свершившийся факт.

Петр Алексеевич, стоит заметить, довольно долго заставил всех себя ждать. Еще 12 марта Виктор Янукович впервые публично озвучил свое предложение владельцу шоколадной компании «Рошен» (а также автоконцерна «Богдан», «Ленинской кузни», «5-го канала» etc.) вступить на пост министра. Позже выяснилось, что эти переговоры длились аж полтора месяца. Даже после того, как было озвучено предложение открыто, Янукович и Порошенко встречались друг с другом еще минимум дважды. Якобы основой для торга стал так называемый «план реформ Порошенко» (о нем – чуть ниже).

«Бронзовение» усиливается

С одной стороны, очень хочется надеяться, что инкорпорация во власть столь влиятельного бизнесмена, которого, американский журнал «Форбс» недавно причислил к пятерке самых богатых людей Украины (да еще и включил в список самых богатых людей планеты), подразумевает некую «замысловатую» стратегию.

Проблема, однако, заключается в том, как бы «хитрецы» на верхах снова не перехитрили самих себя.

Ключевая фигура «оранжевого» переворота 2004 года, которая формально (в должности главы СНБО) и неформально (в статусе главы МИД и главы Совета НБУ) влияла на политику своего кума В.Ющенко, отныне ворочена назад во власть. Пожалуй, тут ясно пока лишь одно: сколь бы много сегодня не рассуждалось о профессионализме и «небывалых» заслугах данного героя каптруда (в деле построения его же бизнеса), а также сколь опытным финансистом он не являлся, в том, что Петр Алексеевич, имея неоднозначный имидж в т.ч. среди оппозиционного электората, едва ли способен повысить доверие и авторитет власти, сомневаться не приходиться.

Более того, есть достаточно оснований ожидать, что с подобными игроками внутри властной вертикали процессы ее «бронзовения», т.е. риск дальнейшей утраты всяческих адекватных связей с реальностью, а также запросами своего же ядрового электората, будут лишь усугубляться. При этом растущая уязвимость положения и дальше притупляться. А в случае если для правящей команды в какой-то момент наступят действительно трудные времена, рассчитывать на то, что ширящаяся не по дням, а по часам команда «инсайдеров» будет стоять за нее горой – шансов абсолютно никаких.

На фоне неких шагов в деле реформирования чего-то в экономике, в делах стратегического порядка иммитационая активность, а то и всяческие чудаковатости, едва ли можно сомневаться, будут лишь прирастать.

23 марта на своей странице в Facebook новый министр вкратце изложил задачи, которые он будет реализовывать. Итак, во-первых, Порошенко считает необходимым принять и воплощать в жизнь «понятную профессиональную антикризисную политику». Что, надо сказать, само по себе вроде и предложение разумное, хотя и антикризисных программ в виде всевозможных планов и стратегий, содержащих массу благих намерений и пожеланий, и без того накопилось с дюжину. Бери и выполняй.

Далее, по мнению Порошенко, придется заняться созданием прозрачной, упрощенной и понятной системы госзакупок. Вполне, стоит заметить, резонное замечание – система госзакупок это действительно наиболее коррупционно емкая сфера в нашей стране. Впрочем, тут почему-то больше обращает на себя внимание словосочетание «упрощенной системы госзакупок».

Дальше – ряд формулировок о необходимости продолжения и углубления дерегуляции (что тоже имеет большой резон). Однако как обычно украшены эти пункты вполне шаблонными формулировками. Тут и упрощение регистрации прав собственности, и работа чиновников с предпринимателями по принципу «прозрачного офиса» и т.д. Для поддержки предпринимательской деятельности Петр Алексеевич предлагает и кое-что еще – защиту бизнеса от силового давления, от вмешательства правоохранительных органов в его хоздеятельность.

Важным, пожалуй, является пункт о поддержке экспорта через внедрение системы экспортного кредитования и страхования рисков. Хотя и об этом в разных стратегиях за долгие годы нашими чиновниками уже исписаны тонны бумаги.

Наконец, не обошел стороной министр и земельную реформу, которую, разумеется, придется «продолжать и углублять». Среди знаковых позиций, необходимых, по мнению Порошенко – законодательное урегулирование минимальной цены на землю.

Что ж, перефразируя наблюдение Валентина Жаронкина, автора ресурса www.odnako.org, реформаторский запал явно наберет новые обороты. Только вот для развития реальной промышленности и экономики в целом, мы снова и снова слышим лишь потоки слов о том, что нужно что-то реформировать в сфере того же бизнес-климата и в законодательстве. Но не строить просто новые заводы и реконструировать старые.

Для повышения продуктивности сельского хозяйства – что-то срочно менять в земельных отношениях и, ясное дело, в правах собственности. Но не восстанавливать просто разрушенные колхозные свинарники.

Ну а для обеспечения пенсионерам достойной старости – что-то выдумывать с накопительной системой. И не создать просто достойные легальные рабочие места для молодых, чтобы они могли кормить пенсионеров.

Нас продолжат активно «вступать»

Из уст нового министра, мы, конечно, с не меньшим упоением будем выслушивать фразы и про стратегическую задачу всех нас – членство в Европах. Причем это, понятное дело, будет происходить на фоне того, что касательно присоединения к Таможенному или Евразийскому союзам нам и дальше будет с невозмутимым видом объявляться: мол, членство во всяких наднациональных структурах – это грубейше нарушение Конституции. Для изменения которой необходимо как минимум 300 голосов, которых нет. (Как будто, та самая Конституции еще недавно не испытала на себе фундаментальных пертурбаций лишь одним нехитрым постановлением Конституционного суда).

На 30 марта в Брюсселе назначено парафирование соглашения о нашей ассоциации с ЕС. Надо сказать, что вообще до сих пор мало кто в стране как-либо ознакомлен с документацией на сей счет. И едва ли понимает о чем на самом деле идет речь. Включая депутатский корпус, проголосовавший на днях за очередную «постанову», призывающую Евросоюз как можно скорее парафировать документ.

Совершенно очевидно, что от персоны, которую всегда считали «серым кардиналом» в системе правления Ющенко, мы никогда не услышим и тени сомнений касательно непаритетной в действительности интеграции с ЕС. А ведь именно таковая на самом деле и осуществляется. Куда Украину, подобно тому, как это случилось однажды с ВТО, собираются обстоятельно и надежно «вступить».

Несмотря на то, что у Петра Алексеевича имеются и некие активы в России, вряд ли будет как-либо подвергнут сомнению тезис о евроинтеграции, как единственно возможном условии для модернизации украинской экономики. Ведь в действительности Евросоюз через открывшиеся границы мигом завалит наш рынок своей машиностроительной продукцией. А когда отечественное машиностроение «ляжет» окончательно вследствие утраты им рынков в том же Таможенном союзе (прежде всего, в России), в Европе лишь разведут руками. И будут, что называется, правы.

Когда-то на советский авиапром приходилось более трети мирового выпуска самолетов, причем его ядровые мощности располагались именно в Украине. Мы (и еще полмира) до сих пор летаем на тех самолетах. А ведь ничего нового или схожего по уровню и масштабу за 20 лет отдельного бытия от бывших братских республик Украина создать так и не «спромоглась». Авиапром перешел на штучный ежегодный выпуск машин (а ведь десятилетия назад выпускал их сотнями в год), то есть давно и безнадежно «улегся» (см. Крылья родины — под вопросом // «2000», №20 (558) 20 - 26 мая 2011 г.). Но все это снова и снова происходило, и, можем теперь не сомневаться, будет происходить под бесконечные разговоры о модернизации экономики, освященные при этом все той же мантрой – о безальтернативности евровыбора.

Выход на открытую конкуренцию (то же ЗСТ с ЕС) с более сильными игроками еще имеет какой-то смысл, если она хотя бы немного симметрична. Однако если это порядковая разница – в обороте, в эффективности, в технологиях, – любая корпорация-гигант просто-напросто приходит на локальный рынок и «съедает» на нем все, что хоть более-менее «съедобно».

Конечно, поражает даже не то, с каким упорством Украину в очередной раз будут кое-куда «вступать». И даже не то, какие фигуры подбираются для этого. А то, насколько лживыми посулами все это снова и снова сопровождается.

Справка «2000»

Петр Порошенко родился 26 сентября 1965 г. в Болграде (Одесская область). В 1989 г. окончил факультет международных отношений и международного права Киевского госуниверситета. Министр иностранных дел с октября 2009 по март 2010 г. Народный депутат с 1998 по 2005 гг. и с 2006 по 2007 гг. Секретарь СНБО в 2005 г. С 2007 г. руководит Советом Нацбанка. Первоначально он был членом Социал-демократической партии Украины (объединенной). В 2001 г. сыграл важную роль в создании Партии регионов, также лояльной тогдашнему президенту. Однако уже в декабре 2001 г. разошелся со сторонниками Л. Кучмы, возглавив кампанию оппозиционного блока Виктора Ющенко «Наша Украина». После выборов в марте 2002 г. возглавил в парламенте комитет по вопросам бюджета.

 http://2000.net.ua/2000/forum/vlast/79353

Юрий ЛУКАШИН

Тот самый Порошенко

Итак, власть можно поздравить с еще одним «удачным» кадровым решением: когорту реформаторов пополнил Петр Порошенко — тот самый, из числа кумовьев и бывших «любих друзів» Ющенко, один из организаторов и реализаторов «оранжевого» шабаша, секретарь СНБО в период разгула «оранжевых» репрессий, главный фигурант известного «коррупционного скандала»-2005 и прочая, и прочая. 23 марта президентским указом Порошенко назначен министром экономического развития и торговли Украины.

«Последние недели были для меня очень непростыми. Решение, которое я должен был принять, вероятно, принимается несколько раз в жизни и даются нелегко... Поставив на одну чашу весов личные политические амбиции, а на другую — ситуацию в экономике... Решение я принял...», — описал Порошенко на своей страничке в Facebook, как нелегко ему дался этот шаг.

По его словам, нужно «в интересах страны, а не отдельных политических партий», реализовывать «понятную профессиональную антикризисную политику» по минимизации экономических угроз. Порошенко напомнил, что прежде чем принять предложение президента, он изложил ему встречные предложения — относительно того, какую экономическую политику следует проводить.

Бальцерович и Аденауэр в одном лице

Неужто столь плохи дела в экономике — вопреки победным реляциям власти, — что даже такие персоны, как Порошенко, не враз соглашаются идти в правительство, а берут паузу на размышления: как это, мол, отразится на их политических амбициях? У Петра Алексеевича еще и политические амбиции имеются! Саму нынешнюю власть не смущает, что Порошенко — раздумывая, входить ему в правительство или нет, рассуждал в русле «не замараюсь ли?»!

Впрочем, Порошенко имеет право на подобные записи в Facebook — не очень-де хотел, но уговорили... Власть действительно уговаривала его почти месяц, ставя себя в, мягко говоря, неловкое положение. Неужели так оскудела скамья запасных нынешней власти, что для руководства Министерством экономики понадобились услуги Петра Порошенко? Из «команды профессионалов», каковыми себя долгое время позиционировали «регионалы», совершенно некого выдвинуть: настолько, что Порошенко еще и позволяет себе издевки — нужна, мол, «профессиональная антикризисная политика»? А до последнего времени указанная политика была непрофессиональной (пришлось профессионала Порошенко месяц уговаривать)?

Или он столь выдающийся экономист? Конечно, на политических ток-шоу Петр Алексеевич умеет произнести яркую речь на тему какой-нибудь макроэкономической стабильности. Но, не секрет, красиво говорить и столь же хорошо делать дело — не одно и то же. В этом можно было убедиться не один раз. В т. ч. и на примере самого Порошенко.

В 2005 году, будучи секретарем СНБО, Петр Алексеевич имел не просто большие, но, можно сказать, чрезвычайные полномочия. В свое время «2000» предлагали внести указ Ющенко № 208 от 8 февраля 2005 г. «О некоторых вопросах организации деятельности Совета национальной безопасности и обороны Украины» в учебники по правовому нигилизму — настолько выходящими за рамки Конституции были полномочия, предоставленные Виктором Андреевичем своему куму. И что, имея в руках мощнейшие рычаги власти, Порошенко отличился чем-то особым по части реформ в той или иной сфере? Нет.

Складывается впечатление, что и с экономической мыслью у власти нелады. Ведь в МЭРТ Порошенко пришел не как исполнитель, а как стратег, со своей программой действий — 12 задач, сведенных в три блока. «Прозрачность экономической политики» (включающий в себя приведение системы показателей экономического развития к европейским стандартам), «Свобода предпринимательской деятельности» (изменение системы госзакупок, создание упрощенной системы регистрации права собственности, защита бизнеса от силового давления), «Эффективное использование ресурсов» (обеспечение конкурентоспособности украинских товаропроизводителей, выравнивание макроэкономических дисбалансов, защита внутреннего рынка от недобросовестной конкуренции со стороны иностранных производителей). В общем, на Украине появился еще один свой то ли Бальцерович, то ли Аденауэр (а может, оба в одном лице).

А что же Комитет по экономическим реформам, созданный президентским указом (и президентом же возглавляемый) еще в феврале 2010-го? Кроме В. Януковича, в нем состоят Н. Азаров, И. Акимова, В. Каськив, Б. Колесников, А. Клюев, В. Геец, В. Семиноженко, В. Стельмах, С. Тигипко наконец... И еще два десятка членов. Эта структура чем занята? Может, распустить этот комитет, да пусть Порошенко планы реформирования экономики составляет? Возникает вопрос о системности проводимых властью экономических преобразований: два года реализуется некая программа реформ, но появляется Петр Алексеевич и запросто навязывает свой план действий.

С кем вы, господин министр?

Информагентства и ряд СМИ распространили также информацию (очевидно, с подачи самого новоявленного реформатора), что одним из условий своего прихода во власть Порошенко поставил следующее: «Янукович должен сделать все возможное для освобождения политических заключенных». Это, видимо, для ушей Европы. А также — украинской оппозиции и избирателей Центральной Украины (там, как известно, велики «прооранжевые» настроения) — где намерен баллотироваться в Верховную Раду Порошенко.

Ну а если в будущем ситуация сложится так, что под давлением Запада или, выполняя решение Европейского суда по правам человека, Тимошенко и Луценко выпустят на волю — Петр Алексеевич запишет себе в актив и «освобождение политзаключенных» (тоже, мол, приложил руку — даже пожертвовал собой и своим имиджем, согласившись на министерский пост)?

Нынешняя партия власти для Порошенко, как говорится, знакомые все лица — в прошлом он успел побывать «регионалом». Кем только (и с кем только) Петр Алексеевич не успел!

В 1998-м он шел под 11-м номером по партийному списку СДПУ(О) (хотя и получил мандат в мажоритарном округе в Винницкой области), входил в парламентскую фракцию эсдеков, был даже членом политбюро СДПУ(О). Однако затем создал свою фракцию в ВР — «Солидарность», а вскоре появилась и партия с одноименным названием.

Осенью 2000 г. порошенковская «Солидарность» вливается в Партию регионального возрождения «Трудовая солидарность Украины», которая ныне всем известна, как Партия регионов, а Петр Алексеевич какое-то время являлся ее сопредседателем (позже — заместителем председателя).

Но вот на горизонте замаячил перспективный на тот момент политик Виктор Андреевич Ющенко, формировавший блок партий на парламентские выборы-2002. Петру Алексеевичу были предложены неплохие условия, и он со своей «Солидарностью» переметнулся к Ющенко (закрепив политические связи кумовством). «Солидарность» вошла в блок «Наша Украина», Порошенко получил хорошую списочную квоту и должность главы избирательного штаба «НУ».

Активно участвовал Порошенко в реализации «оранжевого» сценария по антиконституционному захвату власти 2004 года. Являлся заместителем руководителя штаба коалиции «Сила народа» (от которой выдвигался Ющенко), финансово спонсировал «народного кандидата», но главное — оказывал медийную поддержку с помощью «5 канала».

2004 год. Порошенко избивает милиционеров, выполнявших приказ по охране здания ЦИК. Кадр из фильма «Окаянные дни»

Кому послужит «5 канал»

Именно этот телеканал нагнетал страсти на тему «бандитской власти» («режима Кучмы—Медведчука—Януковича») и ее кандидата Виктора Януковича. Именно «5 канал» служил одним из основных средств майданной мобилизации, устраивал телемарафоны с многочасовыми трансляциями «оранжевых» шабашей и звучавшими на них призывами к неконституционным действиям по захвату власти (за что в отношении «5 канала» даже намеревались возбудить уголовное дело). Именно «5 канал» озвучивал разного рода провокации вроде «российского спецназа в Администрации Президента», «пленок Арьева» (о якобы подготовке фальсификации выборов) или демонстрации видеосюжетов о том, как на железнодорожные платформы выгружаются артиллерийские орудия — якобы для подавления майдана.

Наконец, именно на «5 канале» развивалась тема «донецких» (а нередко звучало и «донецкие бандиты»), которыми запугивали Украину. Причем диффамировали не только «донецких» как представителей территориальной политической и промышленной группы, но и непосредственно жителей Донбасса. Из них лепили страшилку, подавали в качестве недалеких, слаборазвитых и отсталых людей (дескать, таким нельзя доверять выбор пути развития страны).

Как по мне, только за одну ту роль, которую «5 канал» сыграл во время «оранжевого» шабаша, Петру Порошенко должна быть заказана дорога в нынешнюю власть.

Кстати, интересно будет послушать теперь разного рода борцов «с цензурой» и прочей «независимостью СМИ от власти». В последние годы ими было много наговорено относительно конфликта интересов, например в ситуации с В. Хорошковским и принадлежащим ему телеканалом «Интер».

Будет ли такой же подход к члену Кабмина — Петру Порошенко? Особенно если «канал чесних новин» сохранит свою антироссийскую, прозападную, националистическую направленность. Или на факт пребывания Петра Алексеевича во власти борцы «за высокие идеалы свободы слова» закроют глаза — как это было в 2005-м, когда Порошенко занимал пост главы СНБО, или в 2009—2010 гг., когда он руководил украинским МИДом?

Руководство «5 канала» уже успело распространить заявление, что, дескать, с переходом Порошенко на работу в правительство никакой цензуры не предвидится. Ну мы-то знаем, что на «каналі чесних новин» ее никогда и не было — достаточно прослушать известный аудиофайл 2003 года, когда Петр Алексеевич с использованием ненормативной лексики воспитывает главу информационной службы за «неправильные» сюжеты и таких же «неправильных» гостей студии.

Впрочем, очень даже вероятно, что информационная направленность «5 канала» не изменится. Его генпродюсер Юрий Стець, по сообщению «ЛІГАБізнесІнформ», прокомментировал переход Порошенко в правительство следующим образом: «Я не могу оценивать то, удастся ли ему что-то изменить во власти или нет, это было бы некорректно. Я знаю, что он уверен в своих силах. У меня нет никаких сомнений, что ему за свою работу стыдно не будет».

Дальше интересней: «Я для себя однозначно решил, что с этой властью я никогда в жизни сотрудничать не буду. Моя риторика относительно этой власти не изменится. Этого президента нужно менять. И чем быстрее это случится, тем лучше. Вместе со всей властью», — заявил генпродюсер «5 канала». И добавил: «Ключа, который может повернуть в какую-либо сторону «5 канал», не существует... Это просто невероятно. Такого никогда не произойдет. Порошенко этого бы не хотел и никогда о таком не попросит».

Приглашая Порошенко к сотрудничеству, во власти наверняка имели виды и на «5 канал». Тем более в свете приближающихся парламентских выборов. И, очевидно, что-то власти в информационном смысле обломится (в виде каких-нибудь «джинсового» толка видеосюжетов да передач).

Но вреда, уверен, будет гораздо больше.

Во-первых, вряд ли власть может рассчитывать на поддержку канала, генпродюсер которого настроен менять «этого президента», причем «чем быстрее, тем лучше».

Во-вторых, антивластная риторика телеканала (со всевозможными разоблачениями), имеющего непосредственное отношение к одному из представителей этой самой власти, будет звучать куда убедительней для зрителя и бить по власти намного сильнее, чем когда Порошенко находился вне правительства.

В-третьих, и, пожалуй, это главное: информационная политика «5 канала» — антироссийская и пронационалистическая — категорически не воспринимается жителями востока и юга Украины (кроме того, у них свои счеты с «каналом чесних новин» еще с 2004-го). Но если раньше телеканал не ассоциировался с властью и его информполитику можно было списать на «независимость СМИ», то теперь — это медиа члена правительства. Соответственно — все, что исходит с экрана на «5 канале», будет восприниматься как информационная политика действующей власти.

Двигатель евроустремлений

По сути единственное, чем может пригодиться власти Порошенко, так это своими связями на Западе. Например, недавно «5 канал» (само собой, без всякого дополнительного указания от собственника) широко освещал подписание соглашения о сотрудничестве и партнерстве между Фондом Петра Порошенко и Центром европейской политики, являющимся ведущим аналитическим и консультативным центром Евросоюза, исследования которого используют в т. ч. Еврокомиссия и внешнеполитическое ведомство ЕС.

Как подчеркивала пресс-служба Порошенко, комментируя подписание соглашения Петром Алексеевичем и исполнительным директором Центра европейской политики Хансом Мартенсом, кроме исследований, центр также организует встречи и «обеспечивает открытый диалог на высшем представительном и дипломатическом уровнях между представителями ЕС и странами-партнерами и соседями ЕС».

«Отношения между Украиной и ЕС, несмотря на значительный прогресс в последние четыре года, сегодня находятся в очень сложном, переломном моменте. Поэтому подписание Соглашения между двумя институтами со стороны Украины и ЕС обеспечит не только возобновление диалога, но и ускорит процесс интеграции Украины в ЕС на экспертном и политическом уровнях», — заявил Петр Порошенко после того, как поставил свою подпись под соглашением.

В свете известных затруднений, которые ныне испытывает в Европе официальный Киев, для последнего помощь Порошенко и его фонда будет нелишней. Однако вряд ли эта помощь будет такой уж существенной — ведь совершенно очевидно, что Брюссель сменит гнев на милость (по отношению к украинской власти) только после выполнения ею выдвигаемых Европой условий, среди которых ключевое — освобождение и снятие уголовных обвинений с Тимошенко и Луценко.

В качестве министра Порошенко придется вести переговоры с МВФ — еще одна проблема для действующей власти. Но и здесь все зависит не столько от связей и переговорного мастерства, сколько от согласия украинской власти поднять коммунальные тарифы, в первую очередь на газ. Что неприемлемо для власти накануне выборов. Разве что Петру Алексеевичу удастся договориться с фондом на основе опыта, полученного в правительстве Тимошенко. Юлия Владимировна в 2009-м практиковала закрытые письма в МВФ, в которых обещала после президентских выборов поднять тарифы до такого уровня, который позволял бы полностью компенсировать предвыборное неповышение.

Незабытые истории

Надо полагать, особенно приятно проводить экономические реформы в компании с Петром Порошенко будет Борису Колесникову. Опыт «плодотворного общения» у них большой, еще с 2005 года.

«1 квітня 2005 року о 17 годині я був викликаний до РНБОУ, де зустрівся з Петром Порошенком. Він сказав, що в мене кепські справи, на мене і на Ріната Ахметова чекає наїзд. Він також назвав, що замовників справи цікавлять акції двох телекомпанії — ТРК «Україна» та НТН, низка промислових активів Ріната Ахметова та включення 15—20 кандидатів у список Партії регіонів на наступних парламентських виборах. 1 числа відбулася наша зустріч, а 6 квітня я був арештований», — такие показания дал в апреле 2009-го Борис Колесников следственной комиссии ВР, занимавшейся обстоятельствами фальсификации против него уголовного дела весной 2005-го.

Назначение г-на Порошенко в нынешнее правительство — это своего рода индульгенция на его участие в «деле Колесникова».

Очевидно, будет что вспомнить министру нынешнего Кабмина Порошенко и Святославу Пискуну, входящему во фракцию ПР, члену провластного большинства, а в лихие времена 2005-го — Генеральному прокурору.

В сентябре 2005-го вспыхнул известный коррупционный скандал, в котором фигурировало ближайшее окружение Ющенко, в т.ч. и новоназначенный глава МЭРТ.

20 сентября 2005-го тогдашний Генпрокурор Пискун на брифинге заявил, что экс-секретарь СНБО Петр Порошенко фигурирует в уголовных делах по фактам правонарушений должностными лицами аппарата СНБО. В частности, 10 сентября 2005-го было возбуждено уголовное дело по факту вмешательства СНБО в деятельность судебных органов, а именно: давления СНБО на Луганский областной суд на предмет принятия решения в отношении предприятия «Азот». Как утверждал Пискун, допрошенные судьи подтвердили, что СНБО оказывал на них давление по «Азоту». 7 сентября того же года было возбуждено дело относительно вмешательства СНБО в деятельность судебных органов Киевского хозяйственного суда по Никопольскому заводу ферросплавов. Еще раньше, 5 сентября, по словам Пискуна, Генпрокурором было получено заявление от компании, которая строит дом по Грушевского, 9а — о том, что Порошенко оказывает давление на ее деятельность.

Кроме того, Пискун извещал о направлении ГПУ запроса к молдавским коллегам — о деятельности г-на Порошенко в Республике Молдова (тогда же о коррупционных действиях Порошенко заявлял экс-руководитель СБУ А. Турчинов, обвинивший экс-секретаря СНБО в том, что тот через офшорные компании присвоил стратегические объекты в Приднестровье).

Спустя три дня после увольнения, 17 октября 2005-го, Пискун в интервью газете «Свобода» рассказывал, что Ющенко «дуже бурхливо» отреагировал на возбуждение уголовного дела против его кума Петра Порошенко: «М'яко кажучи, йому було надто неприємно почути про це». Пискун давал понять, что тогдашний президент требовал закрытия уголовного дела и, «усвідомивши, що це безнадійно, вирішив мене звільнити».

28 декабря 2005-го в интервью газете «Дело», комментируя свои попытки восстановиться в должности Генпрокурора, Пискун рассказывал о планах борьбы с коррупцией: «Еще задолго до моего незаконного увольнения с работы я понял, что к власти пришли люди, которым чхать на Украину, плевать, что будет с нашим народом. Поэтому я не могу им оставить свою родину. Они разворуют ее... К примеру, Петр Порошенко требовал извинений. Хорошо, допустим. Но есть же еще ряд эпизодов, по которым ему не предъявлено обвинение, а такие обвинения готовились еще при мне. И они были бы предъявлены. Мое увольнение было связано как раз с тем, что несколько человек из окружения президента, которые одновременно представляют верхушку «Нашей Украины», попали под следствие. Поэтому у президента не было выхода. Ему нужно было либо объявлять, что его политическая сила имеет коррупционеров, либо убирать Генерального прокурора. Он выбрал второй путь».

Было бы интересно услышать от Святослава Михайловича — какие еще обвинения против Порошенко готовились, но так и не были предъявлены ввиду чинившихся Ющенко помех?

Коррупционный скандал так отразился на репутации Петра Порошенко, что на внеочередных парламентских выборах-2007 ни одна политическая сила не рискнула включить его в свои избирательные списки!

Возврат Порошенко в большую политику состоялся только в октябре 2009-го, когда он получил назначение в украинский МИД. За человека из «группы в полосатых купальниках», как одно время именовала Юлия Тимошенко «коррупционное окружение Ющенко», в полном составе проголосовала тогда фракция БЮТ. Ну а теперь Петр Алексеевич может считать себя совершенно отмытым — что называется, «как новенький».

Можно и на выборы идти — по какому-нибудь из мажоритарных округов «прикормленной» Винницкой области. Порошенко, судя по имеющейся информации, оставил за собой право на участие в парламентских выборах. И, очевидно, выторговал у власти содействие ему в этом вопросе (а возможно, и некоторым «его» людям — тому же экс-губернатору Винницкой области Александру Домбровскому, к примеру).

Намерение Порошенко обзавестись депутатским мандатом вызывает еще один вопрос: в чем смысл назначения в правительство откровенного временщика? Неужто Петр Алексеевич справится с задуманными им реформами в считанные месяцы, оставшиеся до выборов? Не подумаем же мы, что он, как и в 2005-м (будучи секретарем СНБО, Порошенко отказывался сложить депутатские полномочия), намерен впоследствии грубо нарушать Конституцию, совмещая депутатство и работу министром.

В целом же можно сказать, что властные кадровые решения уже давно перестали удивлять. Каськив, Балога, Богатырева, Жвания... теперь Порошенко.

Едва ли не весь оставшийся от Ющенко политический утиль вписался в орбиту нынешней власти. Для полноты «широкой» картины не хватает только самого Виктора Андреевича в каком-нибудь высоком кресле.

 http://2000.net.ua/2000/forum/vlast/79260

Сергей ЛОЗУНЬКО

Преступления власти

Права человека 

Справочник

Страны. Мир в цифрах. Адреса.
Статистика.
Посольства

Секреты политики

Статьи. Доклады. Комментарии