Действия штатов и компаний США по реализации Киотского протокола

К началу

Десять всемирно известных деятелей в открытом письме Президенту США Дж. Бушу-мл. призвали его пересмотреть отказ от Протокола. В письме, опубли­кованном в журнале «Time», говорилось: «Мы не сталкиваемся сейчас с более важным вызовом, нежели угроза глобальных изменений климата. Мы призываем Вас принять план сокращения производства газов в США, вызывающих парни­ковый эффект». Среди подписавших обращение — бывшие президенты СССР и США М. С. Горбачев и Дж. Картер, один из первых астронавтов — сенатор Дж. Гленн, киноактер Харрисон Форд и выдающийся тележурналист Уолтер Кронкайт. Как замечал в свое время обозреватель телекомпании ВВС: «Письмо десяти» отражает волну критики по всему миру, вызванной решением админист­рации Буша игнорировать требование всемирной конференции 1997 г. в Киото». С письмом к президенту США с просьбой не обрекать на провал важнейшую ини­циативу обратился премьер-министр Японии Иосиро Мори. Опрос населения по­казал: 67% американцев считали, что президенту Дж. Бушу надлежит разрабо­тать план решения проблемы индустриальных выбросов в атмосферу.

Нужно отметить, что Соединенные Штаты не бездействуют. У них действует нацио­нальная программа сокращения воздействий на климатическую систему и нацио­нальная программа исследований климата. Это все — многомиллиардные прог­раммы. Согласно первой из этих программ к 2012 г. США должны сократить выб­росы не на 7%, а на 4,5%. Поэтому, когда о США говорят, что они отказались и ничего не делают — это неверно. Они делают, но меньше чем предусмотрено. Сое­диненные Штаты, как и всякая другая страна — член РКИК, совершенно офици­ально публикуют правительственные документы — Национальные сообщения о воздействии на климат. В Национальных сообщениях признается роль антропо­генного фактора в воздействии на климатическую систему. Поэтому нельзя ска­зать, что США полностью устранились. Более того, последние события заставля­ют рассматривать участие этой страны в Киотском процессе как вполне реальную перспективу. Дело в том, что на федеральном уровне и уровне отдельных штатов предпринимаются, и вполне успешно, попытки создания рынка квот на выбросы ПГ. В США в настоящее время потепление климата рассматривается наряду с та­кими широко известными факторами риска для здоровья, как курение, алкоголь, избыточное питание, малая физическая активность и др.

Вопреки пассивной позиции действующей администрации США, многие аме­риканские штаты и отдельные компании предпринимают реальные шаги по огра­ничению выбросов. Они реализуют меры в таких областях, как землепользование, транспорт, теплоэнергетика, используют налогообложение и другие механизмы экологической политики. Уже есть успехи в снижении выбросов ПГ, причем за счет мер, имеющих различные сопутствующие выгоды. Сегодня из 50 американс­ких штатов 25 уже ввели в действие или рассматривают проекты законов, ограни­чивающих выбросы ПГ или поощряющих их поглощение. Рассмотрим некоторые из инициатив, реализуемых штатами на региональном уровне. Многие штаты, включая Флориду, Джорджию, Миссисипи, Нью-Мексико, Род-Айленд, Вирджи­нию, провели инвентаризацию выбросов ПГ. Ведется совместная работа с част­ным бизнесом по созданию системы регистрации и отчетности по выбросам ПГ. Около половины штатов, включая Колорадо, Делавэр, Гавайи, Северную Кароли­ну, Теннеси и Юту, разработали стратегии или планы действий по снижению, выбросов ПГ. Они устанавливают различные количественные цели по снижению выбросов.

Нью-Хемпшир принял закон, согласно которому компании, регистрирую­щие свои выбросы, получают «золотой» или «серебряный» статус. «Серебряные» компании — те, которые соответствуют требованиям закона о регистре в отноше­нии оценки выбросов для отдельных продуктов или услуг. «Золотой» предостав­ляется только компаниям, которые проводят полную инвентаризацию выбросов и берут обязательство по снижению выбросов ПГ. В апреле 2002 г. штат принял за­кон о регулировании четырех загрязняющих веществ, включая СО2. Нью-Хемп­шир также одобрил принятие добровольного обязательства по снижению регио­нальных выбросов ПГ к 2010 г. до уровня 1990 г., на 10% ниже 1990 г. к 2020 г., а в долгосрочной перспективе — снизить выбросы до безопасного уровня (на 75-85% ниже текущего уровня).

Регистр штата Калифорния (вступил в действие 1 января 2001 г.) предос­тавляет компаниям техническую помощь по повышению энергоэффективности. Кроме того, он помогает компаниям — источникам выбросов ПГ в расчете базовой линии и оценке сокращений выбросов ПГ. 7 сентября 2002 г. губернатор Дэвис одобрил закон, согласно которому Регистр действий по защите климата Калифор­нии обязан разработать и принять процедуры и протоколы для отчетности по про­ектам и учету поглощения углерода лесами. В июле 2002 г. генеральный поверен­ный Калифорнии присоединился к письму главных юридических представителей штатов Аляски, Коннектикута, Мэна, Мэриленда, Массачусетса, Нью-Хемпши-ра, Нью-Джерси, Нью-Йорка, Род-Айленда и Вермонта к президенту Дж. Бушу, требуя у действующей администрации разработки всесторонней национальной политики по регулированию выбросов ПГ.

Штат Нью-Джерси принял обязательство по сокращению выбросов на 3,5% ниже 1990 г. к 2005 г. По сравнению со сценарием обычного развития событий («бизнес как обычно») ожидается снижение выбросов с 151 до 131 млн. т СО2 к 2005 г. Одна треть этого снижения будет достигнута за счет повышения энергоэф­фективности в зданиях и сооружениях, вторая треть — за счет использования тех­нологий производства чистой энергии и возобновляемых источников, и последняя треть — путем повышения эффективности транспортного сектора, управления от­ходами, консервации ресурсов. Кроме того, Нью-Джерси подписал в 1999 г. согла­шение с правительством Нидерландов по исследованию возможностей использо­вания торговли квотами на выбросы углерода.

В 1997 г. штат Орегон ввел в действие закон о стандартах выбросов CO2 для но­вых электростанций. Это требование позволит снизить выбросы на 17% от нынеш­него уровня. Те компании, которые в состоянии снизить выбросы на собственных источниках, могут выполнять свои обязательства путем реализации проектов в об­ласти возобновляемой энергетики, выращивания лесов, утилизации пара и т. д.

Коннектикут. В июле 2002 г. генеральный поверенный Коннектикута присо­единился к письму Дж. Бушу. Штат Коннектикут принял ряд законов, связанных с глобальным потеплением, начиная с 1990-х гг., в том числе первый в США закон о глобальном потеплении, предусматривающем специальные меры по снижению выбросов СО2 в 1990 г. Коннектикут — один из штатов, который согласился при­нять добровольное краткосрочное обязательство по снижению региональных выб­росов ПГ к 2010 г. до уровня 1990 г. и на 10% ниже 1990 г. к 2020 г. Штат предп­ринимает меры по дополнительному увеличению производства электроэнергии на базе возобновляемых источников к 2009 г.

Мэн. 26 июня 2003 г. губернатор штата подписал закон, предписывающий раз­работку и реализацию регионального плана по снижению выбросов ПГ до уровня 1990 г. к 2010 г. Этот закон предусматривает инвентаризацию выбросов ПГ из всех источников, принадлежащих штату, а также финансирование целевых региональ­ных программ. К 2006 г. Департамент по защите окружающей среды штата Мэн должен разработать долгосрочный план действий по снижению выбросов ПГ до уровня 1990 г. к 2010 г. Затем на 10% ниже 1990 г. к 2020 г. и на 75-80% ниже 2003 г. к сроку, который будет определен дополнительно. Весной 2001 г. губерна­тор Кинг подписал два закона, связанных с изменением климата. Один из них пре­дусматривает создание добровольного регистра выбросов ПГ при Департаменте ох­раны окружающей среды. Второй закон утвердил должность «климатолога штата» и потребовал от Департамента по защите окружающей среды разработать процеду­ры сбора информации и отчетности по региональным выбросам ПГ на регулярной основе, а также ведение добровольного регистра всех сокращений выбросов, произ­веденных после 1989 г. В 1997 г. власти штата потребовали, чтобы для производ­ства 30% энергии в Мэне использовались возобновляемые источники.

Массачусетс. Массачусетс ограничил выбросы СО2 от шести крупнейших электростанций и планирует снизить их выбросы на 10% за последующие несколько дет. Помимо СО2 предусматривается снижение выбросов SO2 и NOX. Департамент ох­раны окружающей среды штата Массачусетс разрабатывает правила реализации части законодательства о регулировании различных загрязняющих веществ. Лими­ты выбросов (в т. ч. ограничения на выбросы углекислого газа) были определены 23 апреля 2001 года. Массачусетс — один из штатов, который согласился принять добровольное краткосрочное обязательство по снижению региональных выбросов ПГ к 2010 г. до уровня 1990 г.: на 10% ниже 1990 г. к 2020 г., а в долгосрочной перспек­тиве — снизить выбросы до безопасного уровня (на 75—85% ниже текущего уровня). В1997 г. власти штата потребовали, чтобы 1% вырабатываемой электроэнергии про­изводился на базе возобновляемых источников.

Нью-Йорк. В мае 2003 г. губернатор пригласил северо-восточные штаты присо­единиться к штату Нью-Йорк по созданию регионального рынка сокращений выбро­сов ПГ. В июне 2002 г. администрация штата выпустила Энергетический план шта­та Нью-Йорк. Впервые в план была включена цель снижения выбросов ПГ на 5% ни­же 1990 г. к 2010 г. и на 10% ниже 1990г. к 2020 г.

Вермонт. Вермонт присоединился к добровольному обязательству по сниже­нию региональных выбросов ПГ к 2010 г. до уровня 1990 г., на 10% ниже 1990 г. к 2020 г., а в долгосрочной перспективе — снизить выбросы до безопасного уров­ня (на 75—85% ниже текущего уровня). В штате началась реализация пилотного проекта по метану, по которому фермеры получили стимулы к утилизации мета­на, образующегося на фермах. Уловленный метан может использоваться для вы­работки электричества прямо на ферме. Излишки энергии могут поставляться в электрическую сеть штата Вермонт.

Несмотря на то, что США отказались ратифицировать Киотский протокол, на деле это касается лишь численных обязательств США по сокращению выбросов. В остальном администрация страны дала штатам полную свободу действий, а так­же поощряет инициативы различных организаций, в частности брокеров на меж­дународных углеродных рынках, не желая оставлять страну «вне углеродной иг­ры». В этих условиях создается добровольный пилотный рынок по торговле сок­ращенными выбросами ПГ. Проект получил название Чикагская климатичес­кая биржа (Chicago Climate Exchange). В 14 учредителей биржи входят Дюпон (DuPont), Форд (Ford), Интернэшнл Пейпер (International Paper), Моторола (Motorola) и другие. Ее участники приняли добровольные обязательства в течение следующих четырех лет снизить объемы своих выбросов углекислого газа и мета­на на 4%. Участники биржи, которым удастся превысить эти обязательства, смо­гут продать свои квоты на выбросы ПГ тем, кто не смог достичь этих показателей. Ожидается, что основным покупателем квот на бирже будет энергетическая ком­пания American Electric Power. Она является крупнейшим потребителем угля в Западном полушарии и третьим — природного газа. American Electric Power зани­мает первое место среди всех компаний США по объемам выбросов ПГ.

Создание Чикагской климатической биржи проводится в три этапа. На первом этапе (в 2002 г.) в торговле могли участвовать только источники выбросов ПГ, на­ходящиеся в семи штатах (Иллинойс, Индиана, Огайо, Мичиган, Миннесота, Айова и Висконсин). На их долю приходится 19% ВВП, и, что наиболее важно, 20% от совокупных выбросов ПГ США. На втором этапе (2003—2005 гг.) в торгов­ле могут участвовать все источники выбросов США, Канады и Мексики. На треть­ем этапе (после 2005 г.) предполагается соединить Чикагскую климатическую биржу с другими существующими торговыми площадками, которые появятся к тому времени. Зачеты проходят по всем шести парниковым газам, в качестве ба­зового года выбран 1999 г. Цель проекта — снижение выбросов ПГ на 5% к 2005 г. Это означает, что пятая часть всех выбросов ПГ будет вовлечена в участие в меха­низмах Киотского протокола вне зависимости от официальной позиции властей США. В 2003 г. в США была создана первая в мире Чикагская климатическая биржа. Это биржа управляет многонациональным и многоотраслевым рынком,  предназначен­ным для снижения и торговли выбросами ПГ. Торговля на Чикагс­кой климатической бирже основана на добровольно принятых обязательствах се­вероамериканских корпораций, муниципалитетов, сельскохозяйственных и дру­гих организаций по снижению выбросов ПГ.

Первый аукцион по продаже углеродных сокращений прошел 30 сентября 2003 г. Было продано 125 тыс. т СО2 по цене около 1 долл./т СО2. В 2003—2004 гг. к Чикагской бирже присоединилось несколько крупных партнеров, в том числе Международная нефтяная биржа, брокерская контора «Традиционные финансо­вые услуги» (TFS), IBM и другие.

В настоящее время подготовлен законопроект «Билль МакКейна-Либер-мана», который предлагает применить схему торговли квотами на выбросы к 85% выбросов в США. Программа торговли квотами на выбросы обеспечит мощные стимулы к техническим усовершенствованиям для более эффективных и деше­вых способов снижения выбросов.

В 2000 г. в США было создано международное некоммерческое Партнерство по предотвращению изменения климата (Partnership for Climate Action, PCA), в рамках которого каждая компания добровольно обязалась сократить выбросы газов, вызывающих глобальное изменение климата. Участниками Партнерства являют­ся: канадская алюминиевая компания «Алкан» (Alcan), нефтегазовые гиганты «Бритиш петролеум» (ВР) и «Шелл» (Shell International), химическая компания «Дюпон» (DuPont), энергетические компании «Энтерджи» (Entergy), «Онтарио Пауэр Дженерейшн» (Ontario Power Generation), «Санкор» (Suncor Energy), фран­цузская алюминиевая компания «Пешини» (Pechiney). Суммарные выбросы ПГ компаний партнерства примерно соответствуют выбросам Испании или Австра­лии, что поставило бы партнерство на 12-е место среди крупнейших индустриаль­ных стран по выбросам этих газов. Подразделения компаний практически покры­вают всю политическую карту мира, за исключением лишь нескольких стран. В рамках партнерства каждая компания PCA снижает абсолютный объем выбросов, при этом уровень ограничения отличается для каждой компании. В результате об­щие выбросы Партнерства должны снизиться по меньшей мере на 80 млн. т СО2 к 2010 г.

Обязательства компаний PCA

Почему компании решили объединить усилия? Во-первых, они заинтересованы в своем устойчивом долгосрочном росте. Для этого необходимо гарантировать, чтобы их инвестиционные решения принимались с учетом планируемых измене­ний в государственном регулировании, и они не проиграли в конкурентной борь­бе. Для примера приведем два альтернативных решения, одно из которых компа­ния должна принять сегодня: инсталлировать энергоустановку на угле или на природном газе. Использование угля приведет к росту выбросов ПГ почти в раза больше, чем газа. Кроме того, выбросы вредных веществ в этом случае будут зна­чительно больше.

При ужесточении госрегулирования атмосферных выбросов и появлении возмож­ности продавать сэкономленные квоты на выброс ПГ возможный выигрыш в стои­мости первой альтернативы может быть с запасом перекрыт выгодами от второй.

Привлекательным фактором для компаний также является поиск совместных (дополнительных) выгод от сотрудничества в области защиты климата. Это и об­мен опытом в управлении выбросами, технологическими ноу-хау, разработка универсальных для РСА правил торговли квотами, регистрации выбросов и сде­лок, поиск возможностей по реализации совместных климатических проектов и многое другое. Кроме того, деятельность компаний — участников РСА помогает национальным правительствам выбрать природоохранную стратегию, приемле­мую для бизнеса.

Обязанности и выгоды от участия компаний в РСА можно кратко суммировать следующим образом.

Обязанности:

• публичное объявление о целевом уровне выбросов ПГ (с реальным планом достижения цели);

•  измерение, учет и публичная отчетность по выбросам ПГ (на базе согласован­ной системы мониторинга и регистрации);

• обмен опытом по «хорошей» практике управления выбросами с членами РСА, клиентами и поставщиками;

• демонстрация собственного успешного опыта управления выбросами;

• заявление о проведении интегрированной природоохранной политики, нап­равленной на снижение выбросов не только ПГ, но и других видов загрязнения;

Права (выгоды):

• присоединение к элитному клубу крупных компаний открывает широкие возможности для ведения бизнеса в «углеродной» и других сферах;

•  формирование/укрепление «зеленого» имиджа компании;

• подтверждение со стороны участников РСА объявленных объемов выбросов;

• возможность получения опыта и экспертной поддержки от компаний — ми­ровых лидеров;

• разработка согласованных правил и процедур торговли квотами на выбросы ПГ между участниками РСА.

Программа оказалась очень успешной и позволила в несколько раз снизить зат­раты промышленности на сокращение выбросов по сравнению с традиционными методами командно-административ­ной экологической политики, применявшей­ся долгое время в большинстве стран мира, включая Россию.

Когда в июле 2001 г. в Бонне на Шестой конференции Сторон Рамочной конвен­ции ООН об изменении климата было принято политическое решение о том, что Киотский протокол вступит в силу, стало очевидно, что введение количественных ограничений на компании, выбрасывающие ПГ, неизбежно и является лишь воп­росом времени, причем не столь отдаленного.

Торговля разрешениями на выбросы служит примером меха­низма мягкого ры­ночного регулирования, пользующегося наибольшим приоритетом при осущес­твлении национальной природоохранной политики ряда стран по сравнению с ад­министративными штрафными мерами по регулированию выбросов ПГ. Поэтому количество компаний, заинтересованных в принятии ранних мер по борьбе с из­менением климата через участие в торговле выбросами ПГ, а также ресурсы, вы­деляемые различными правительствами на развитие систем торговли, увеличива­ются с каждым месяцем.

 

Преступления власти

Права человека 

Справочник

Страны. Мир в цифрах. Адреса.
Статистика.
Посольства

Секреты политики

Статьи. Доклады. Комментарии