Игорь Беркут. НАЦИОНАЛИЗАЦИЯ

Сергей Конев. Слово к читателям

Данная статья вышла в аналитическом бюллетене 
«КОНТРОЛЬНЫЙ ВЫСТРЕЛ» №6 (октябрь, 2011)

Игорь Беркут продолжает радовать дорогих читателей своими работами на экономическую тематику. Предлагаемая вам статья – это, возможно, первая попытка на таком уровне откровенно поговорить о проблемах преодоления последствий приватизации и массового ограбления украинских граждан. Национализация отраслей украинской экономики – тема, от которой будто от огня шарахаются как ведущие политики-коррупционеры, так и аналитическое сообщество, прикрываясь дежурными заклинаниями про «священное право частной собственности» и откровенно глупыми доводами о якобы изначальной «неэффективности государственного сектора».

Практика украинской новейшей истории доказывает совершенно противоположное. За годы независимости Украины реальная экономика в своем размере уменьшилась, как минимум, в два с половиной раза, лишь незначительно компенсировавшись за счет непропорционального раздувания сферы торговли и услуг. Хозяйственный организм нашей страны уже более пяти лет пребывает в состоянии банкротства, и поддерживается в состоянии искусственной комы исключительно зарубежными кредитами и ценовыми пузырями на сырьевых рынках. Украинский либеральный проект в экономической области потерпел позорный крах, и единственным реальным выходом из этой ситуации является возвращение разграбленной экономики в собственность народа путем национализации ранее приватизированных предприятий.

Наши дорогие читатели, в большинстве своем, сами замешаны в незаконном присвоении государственного имущества и добровольно категорически не желают даже вести разговоры на тему его возвращения, не говоря уже о самом возвращении и мере собственной вины. Но такое нежелание, а также и страх украинской верхушки перед уголовной ответственностью, не отменяют неотвратимости национализации. Потому и обсуждение этой темы рано или поздно придется проводить, что мы и начинаем делать, предлагая дорогим читателям ознакомиться с добротной и увлекательной работой, созданной рукою Мастера.

Статья написана по-военному четко, как план наступательной общевойсковой операции. В ней вы сами сможете мысленно окунуться в вихрь «боевых действий», вместе с автором пройти путь «до Берлина», усеянный трупами врагов нашего народа, и поднять Знамя Победы над олигархическим Рейхстагом в финале.

* * *

Игорь Беркут: «Требуется признать, что национализация никогда и нигде не проходила гладко»

Игорь Беркут. НАЦИОНАЛИЗАЦИЯ

Итак. Национализация — передача в собственность государства земли, промышленных предприятий, банков, транспорта или другого имущества, принадлежащего частным лицам или акционерным обществам.

Почему национализацию проводить следует:

Первое. Украинская экономика по сравнению с 1990 годом сжалась в размере более чем вдвое. Это говорит о том, что частное владение и управление собственностью в наших условиях оказалось крайне неэффективным по сравнению с общественным.

Второе. Большинство украинских предприятий принадлежит нерезидентам. Сегодня вся прибыль, полученная в результате трудовых усилий общества, на законных основаниях и вопреки интересам народа, экспортируется в западные банки, а также туда уходит и критическая часть оборотных средств предприятий. Простое восстановление народного хозяйства осуществляется за счет привлечения дорогих кредитов с Запада. Кредиты затем «навешиваются» на государство, а значит – на народ.

Расширенного воспроизводства в таких условиях вести вообще невозможно, что толкает нашу страну к развалу в среднесрочной перспективе.

Ежегодно в среднем частные собственники по разным каналам выводят из страны 30-40 млрд. долларов. Если ведущие предприятия национализировать, то даже при прочих равных условиях, часть этих деньги можно было бы пустить на увеличение социальных расходов, но еще большую часть – на модернизацию украинской экономики. В конце концов, национализация – это теоретически удвоение государственного бюджета и удесятерение реальных инвестиций (капиталовложений)!

Имеем ли мы на это право (народ, правительство)?

ПРОМЫШЛЕННОСТЬ. ЭНЕРГЕТИКА

Имеем, так как большая приватизация конца 90-х и начала нулевых годов проведена незаконно. Напомню, как она была организована.

Путь первый: Подставные аукционы и инвестиционные конкурсы, на которые допускались только избранные.

Путь второй: Искусственное банкротство предприятий при посредничестве властей, и передача их в собственность криминальных кредиторов.

Путь третий: Организация подложных инвестиционных конкурсов, когда предприятия передавались частным владельцам под обещание неких инвестиционных программ. Затем, после передачи предприятий новым владельцам, инвестиционные условия (уже тайно) изменялись. Напомним, что именно в этом Валентина Семенюк обвиняет Юлию Тимошенко касательно приватизационной сделки с бывшей «Криворожсталью».

ЗЕМЛЯ

По каким причинам одна часть населения (крестьянство) должна владеть землей, а другие классы и социальные группы – нет?

Большинство владельцев земельных паев сами производством не занимаются, а сдают землю в аренду крупным производителям, которые ее самым варварским способом уничтожают.

Украина – зона рискованного земледелия. Для продовольственной стабильности и безопасности требуется иметь и поддерживать общенациональную ирригационную систему, которая возможна только в условиях государственной собственности на землю.

Если не организовать государственные или коллективные крупные хозяйства, ориентированные на внутренний рынок, то землю обязательно через 2-3 года захватят ТНК, со всеми вытекающими последствиями.

Национализировать землю требуется для того, чтобы организовать плановое ведение сельского хозяйства. В противном случае, результатом станет продовольственная катастрофа внутри Украины и неконтролируемый экспорт сельхозсырья через оффшоры, когда миллиардные прибыли вместо государства станут получать частные торговцы. И все это на фоне голода внутри страны.

БАНКИ

Почему требуется срочно обобществить ссудный процент?

Непомерно раздута доля финансового сектора в прибылях предприятий, что делает их неконкурентными.

Раздутая банковская сеть втягивает миллионы граждан в потребительское кредитование, что является по сути проеданием их доходов будущих периодов. Это приводит к падению уровня сбережений в национальной экономике. Отсутствие долгосрочных сбережений, в свою очередь, которые могли бы использоваться для финансирования стратегических промышленных и инфраструктурных проектов длинными дешевыми гривнами, ведет к торможению развития.

На месте так называемого национального банка (сомнительной частной конторы) должен появиться Государственный Банк Украины, а миллионы граждан должны быть тем или иным образом освобождены из кредитной удавки частных банков.

Национализация ссудного процента нужна для того, чтобы с учетом катастрофического опыта последних лет, полностью перестроить и отрегулировать систему кредитования и потребительского, и коммерческого прежде всего в интересах граждан, промышленности, сельского хозяйства и государства, но не частных банков. Частный банкинг в большинстве сфер деятельности должен быть ликвидирован.

МУНИЦИПАЛИЗАЦИЯ

Категорически требуется вернуть в собственность территориальных общин все украденное и разбазаренное имущество, недвижимость и, конечно же, землю. Но это – не самая срочная задача. Кроме того, важно быстро и четко разобраться с незаконным строительством и национализировать все объекты сомнительного происхождения.

НЕДРА

Здесь все понятно и без пояснений. Полная и бесповоротная конфискация с наказанием всех участников.

Национализацию можно провести несколькими путями:

— Реквизиция.

— Конфискация.

Можно объявить о национализации частной собственности открыто, путем принятия декрета или закона.

Можно проводить ее скрыто, путем проведения в жизнь судебных решений.

Примером первой (открытой) есть действия большевиков после революции 1917 года или, скажем, национализация нефтяной промышленности в Венесуэле президентом Уго Чавесом.

Классическим примером национализации скрытой является так называемое дело ЮКОСа в России. Как помнится, тогда государством была выставлена налоговая претензия на сумму, перекрывающую всю стоимость активов нефтяной корпорации, а продажу активов ЮКОСа за долги перед государством провели на контролируемом аукционе. В результате, таким вот способом акции нефтяной корпорации были возвращены государству.

Другим примером такого рода может служить национализация Газпрома в РФ, когда главного организатора криминальной его приватизации Якова Голдовского просто-напросто бросили за решетку и пригрозили держать его там до Второго пришествия. В итоге, Газпром был возвращен в руки государства и ежегодно приносит в российскую казну десятки миллиардов американских рублей.

ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С ДОБРЫМИ НАМЕРЕНИЯМИ

Требуется признать, что национализация никогда и нигде не проходила гладко. И главная причина в том, что либеральная (западная) доктрина трактует частную собственность выше интересов народа и государства. Есть даже такая идиома, гласящая в самом прямом смысле: «Священное право частной собственности».

В Украинской ситуации это звучит так:

«Пока была собственность всенародной – она «священной» не являлась. Но как только группа мошенников государственную собственность украла и присвоила – то она, словно по мановению волшебной палочки, тут же превратилась в сакральный символ!»

Первый ухаб на пути национализации – проблема собственников.

Кому конкретно принадлежат права на бывшую госсобственность установить практически невозможно. Пакеты акций юридически «перепакованы» по самым запутанным схемам. Чаще всего конечным бенефициаром является какой-нибудь крупный международный банк или фонд. Если обратиться к примеру ЮКОСа, то следует напомнить вот о чем. Когда Михаила Ходорковского прихватили российские правоохранительные органы, то вдруг всплыла информация, что он-де не является конечным владельцем акций, а всего лишь – управляющим по доверенности (де-факто). А конечным выгодоприобретателем (бенефициаром) всего пакета оказался «скромный» гражданин по фамилии Ротшильд. Такая же точно ситуация сложилась и в отношении украинских активов, которые уже много раз заложены-перезаложены в зарубежных банках, и кому там они принадлежат сегодня – сказать категорически невозможно.

Вторая проблема: международное законодательство, которое однозначно стоит на защите прав так называемых «инвесторов», будь они хоть самыми отпетыми бандитами и мошенниками.

Третья проблема: внутреннее законодательство крупнейших мировых держав, таких как США и КНР, которое позволяет правительствам, в случае угрозы их зарубежным инвестициям, применять даже вооруженные силы для их защиты за рубежом.

В результате, если провести справедливую национализацию, с точки зрения украинского народа и государства, то Украина автоматически попадает под действие международных санкций:

— Торговое эмбарго;

— Финансовая, воздушная и морская блокада;

— Арест зарубежных активов государства;

— Арест активов украинских граждан и предприятий за рубежом;

— Приостановление членства в международных организациях;

— Арест судов в портах и самолетов в аэропортах;

— Дискредитация правительства в глобальных СМИ и т.д.

Из исторических примеров — знаменитая тяжба России с полукриминальной швейцарской фирмой «Нога» в 90-е годы. Тогда по всей Европе арестовывались российские суда, самолеты и произведения искусства на многие десятки миллионов долларов из-за иска вышеуказанной фирмы. Если с Россией, у которой в руках ядерное оружие и флот, такое позволяли себе проделывать, то что уже говорить про Украину?

Кроме того, Украина тут же будет объявлена «тоталитарным» государством, где «создаются препятствия для свободного товарообмена и нарушается демократия». Глава украинского государства будет объявлен диктатором, а внутри страны силами зарубежных спецслужб и пятой колонны предателей-евроатлантистов начнется политическая и экономическая дестабилизация.

Вспомним недавний пример Беларуси:

Одновременная террористическая атака (взрыв в метро) и атака на финансовую систему со стороны международных валютных спекулянтов, что едва привело к обвалу национального белорусского рубля.

В Украине это может выглядеть так:

Произведенный украинскими предприятиями металлопрокат не будет востребован заказчиками в ЕС и США, а также и на подконтрольных территориях, а украинским корпорациям и правительству будет предложено срочно погасить валютные кредиты. Кроме того, часть товарных и финансовых потоков, в направлении Украины и из нее, будут остановлены, а морское и воздушное сообщение, в большей или меньшей мере, заблокировано. Понятно, что ЗВР, простодушно хранимый нацбанком в США, будет заморожен.

Потому, начиная разговор о национализации, следует четко себе представлять, что никакой идиллической картинки мы не получим, если просто национализируем банкинг, индустрию, энергетику и землю, а экономическую модель в стране оставим такой, как она есть сегодня. Мы ничего не выиграем, если понадеемся только лишь на тот эффект национализации, что прибыли предприятий и оборотные средства не будут разворовываться и выводиться из страны частными владельцами, а станут перенаправляться на развитие внутри страны. Этого может оказаться явно недостаточно.

ТРУДНОСТИ НАЦИОНАЛИЗАЦИИ

Это, прежде всего, сложность организации и технического исполнения самого проекта национализации.

К примеру, если его готовить слишком долго и открыто, то владельцы успеют вывести наиболее ценные и ликвидные активы из страны, и сами скроются за рубежом.

Если же делать все непродуманно и второпях, то вместо пользы для экономики, можно спровоцировать финансовый, инфраструктурный, промышленный или продовольственный коллапс, а то и все вместе взятое.

Некоторые идеи на этот счет:

— Национализацию нельзя проводить по кусочкам путем судебных процессов по каждому отдельному предприятию. Коррупция, шантаж, утечки информации, затягивание процессов в судах, апелляции приведут к полной дезорганизации хозяйственного механизма страны.

— Национализацию следует проводить директивным порядком: законом, указом или декретом. Сразу же после обнародования этого правового акта, правительство в самые сжатые сроки должно взять под свой контроль тысячи крупнейших предприятий, не допустив при этом крупных нарушений их работы.

— Правительство должно взять под свой контроль всю сферу земельных отношений, не допустив при этом остановки сельхозработ и развала сельскохозяйственной инфраструктуры.

— Правительство должно взять под свой контроль энергетику, не допустив при этом малейших сбоев электро и газоснабжения.

— Правительство должно взять под свой прямой или опосредованный контроль сферу внутренней и внешней торговли, не допустив при этом крупных перебоев в снабжении населения товарами и продовольствием, а промышленности – сырьем и материалами.

ОСОБЕННОСТИ МОМЕНТА

Очевидно, что национализацию потребуется проводить как вынужденную меру на фоне экономического спада или даже коллапса. Это с одной стороны облегчит дело, подорвав финансовые возможности криминальных собственников к активному сопротивлению, но с другой стороны и затруднит возможность наладить нормальную работу промышленности. Это связано как с запредельной изношенностью основных фондов, так и с отсутствием в стране специалистов, способных запустить или перезапустить крупные предприятия в экстремальных условиях разных дефицитов и финансовых неурядиц.

Технические проблемы национализации

Первая и главная трудность – некому поручить проводить национализацию. Ни квалифицированных, ни честных людей в верхних эшелонах власти сегодня не осталось.

Вторая проблема – массовые злоупотребления.

Третья проблема – саботаж собственников.

Четвертая проблема – забастовки трудовых коллективов, организованные частными владельцами. Вспомним, как хозяева Никопольского ферросплавного завода, который правительство попыталось вернуть государству в 2005 году, заставили рабочих выйти и заблокировать работу государственных представителей.

Такие явления могут стать массовыми, а потому потребуют от государства решительности и даже жестокости. Возможно, какого-то миллиардера придется показательно расстрелять за подобные деяния для острастки всех остальных.

Еще одна проблема – мафиозные группировки, которые в период междувластия, накануне национализации, проникнут на предприятия и устроят там очаги крупномасштабных хищений.

Шестая проблема – возможный отказ целых регионов подчиниться декретам правительства. Очевидно, что сегодня на Донбассе, к примеру, или в Крыму, или в Закарпатье, местная мафия может поставить под ружье тысячи боевиков. С другой стороны, высший судебный, милицейский и прокурорский истеблишмент полностью коррумпирован и подконтролен иностранным спецслужбам и мафии. Сегодня вообще нельзя точно сказать, чьи приказы будут выполнять украинские силовики в экстремальных ситуациях – президента страны или представителей, к примеру, посольства США.

 Еще одна, седьмая проблема – создание искусственных очаговых дефицитов владельцами торговых сетей и транспортных предприятий. Нечто подобное организовали в Чили противники Сальвадора Альенде, когда дали команду профсоюзу перевозчиков остановить крупнотоннажный автотранспорт транспорт по всей стране. В результате начались перебои снабжения, что позволило сторонникам Пиночета дестабилизировать социальную ситуацию. Альенде не решился на жесткие меры, и в результате был свергнут и убит. Никаких таких ошибок допускать нельзя. Любой саботаж в подобных ситуациях следует подавлять быстро и с запасом здоровой твердости.

КАРТИНА, КОТОРУЮ МЫ УВИДИМ ПО ПЕРВЫМ ШАГАМ НАЦИОНАЛИЗАЦИИ

На падающем мировом спросе и в условиях эмбарго и блокад Запада, даже после того, когда удастся восстановить ритмичную работу энергетики и промышленности, могут и появятся трудности сбыта продукции на внешних рынках. Особенно касательно ЕС и США. Кроме того, следует подготовить страну к тому, что украинские авуары, а также личные счета граждан на Западе будут арестован по команде из Вашингтона. А потому, следует ожидать острого платежного и валютного кризиса.

Если учесть, что сегодня больше половины потребляемых продовольственных продуктов в Украине импортного производства, то возможен и развал продовольственного снабжения населения.

 А когда еще и вспомнить, что транспорт также на 100% частный – то череда ожидаемых трудностей вообще приобретает апокалиптический размах.

Вот почему национализация бессмысленна, если ее проводить только лишь для того, чтобы просто оставлять в стране большую часть прибыли, которую генерирует украинская экономика. Нам этого сделать не дадут.

Единственный смысл всей этой затеи только лишь в том, чтобы заменить существующую экономическую модель на более социальную. А значит, прежде чем приступать к обобществлению предприятий, следует уже иметь сценарий построения регулируемой плановой экономики. Это касается воссоздания государственного банкинга, энергетики и крупной промышленности, крупнотоварного сельскохозяйственного производства на основе крупных и сверхкрупных кооперативных и государственных сельхозпредприятий, кооперативной торговли, и общественного питания. Нужно понимать, что нельзя повторять ошибок советской системы, а потому потребуется сохранение элементов рынка в сфере сельхозпроизводства, торгового оборота и сферы услуг. Более того. Вопреки всяким ВТО, для спасения страны от катастрофы придется самым активным способом применять таможенное, тарифное и налоговое регулирование в сфере производства, а также по большинству позиций монополизировать сферу импорта-экспорта.

РЕАКЦИЯ ЗАПАДА. ЗАРИСОВКИ

Внешняя реакция со стороны Запада может выражаться не только в гневных окриках, но и в силовом вмешательстве, вплоть до вооруженного вторжения. А потому, важной частью плана национализации должно стать укрепление армии и спецслужб, и превентивный разгром пятой колонны запада: НПО, либеральных партий, а также арест или выдворение с территории страны тысяч иностранных резидентов и агентов влияния.

Кроме того, на предварительном этапе потребуется заручиться поддержкой, как минимум, России, а еще лучше и Китая. Бесплатно этого никто делать не будет, а потому в этой геополитической комбинации, к примеру, потребуется какие-то отрасли или группы предприятий вывести за скобки сценария. К примеру: украинский химпром в годы независимости не модернизировался частными владельцами. В результате все предприятия являются убыточными при существующих ценах на газ. Только РФ может себе позволить снабжать эту отрасль газом по тем ценам, которые позволят производить рентабельную конечную продукцию. Потому, возможно, эти предприятия придется оставить в руках российских владельцев по договорам долгосрочной аренды.

У Украины в данной ситуации есть всего один геополитический козырь, который можно использовать лишь один-два раза, а лучше – просто иметь его в виде потенциальной угрозы: в ответ на блокаду ЕС или попытку произвести аресты украинских активов, Украина может под каким-нибудь предлогом блокировать транзит газа в ЕС (в зимний период). Это – средство последнего выбора. Но пригрозить Европе нам ничего не помешает. Такая мера, кроме того, потребует мобилизации ВС, а также потребует четкой работы спецслужб. А это значит, что перед тем, как начинать национализацию, нужно навести хоть какой-то порядок в силовой сфере.

Следует понимать, что никакого эффект зона свободной торговли с ЕС Украине не даст, так как это приведет к полному развалу остатков украинской промышленности и сельхозпроизводства. Для Украины единственная возможность добиться какого-то промышленного восстановления или возрождения – активизация построения экономического кластера на базе стран бывшего Союза.

Преступления власти

Права человека 

Справочник

Страны. Мир в цифрах. Адреса.
Статистика.
Посольства

Секреты политики

Статьи. Доклады. Комментарии