КПИ: СКВОЗЬ ЭПОХИ И СТОЛЕТИЯ

 На страницу КПИ 

Охвативший три столетия
Киевский политехнический институт, созданный в конце XIX в., сегодня уверенно преодолевает вызовы XXI. В то же время сто двенадцать лет — очень короткий в историческом измерении отрезок времени, но для КПИ это уже возраст становления и приобретения собственной идентичности в ми­ровом содружестве университетов. В своей истории он прошел три этапа социально-политической трансформации государства.

Первый этап — конец XIX и начало XX в. — это этап рождения и фо­рмирования Киевского политехнического института имени Императора Александра II как одного из ведущих высших технических учебных заведе­ний Российской империи.

Созданный на волне стремительного развития металлургической, ма­шиностроительной, сахароперерабатывающей промышленности, железно­дорожного транспорта, авиации, химии и сельского хозяйства КПИ сразу попал под опеку выдающихся ученых и государственных деятелей того времени. По поручению Императора Николая II о трех вновь созданных по­литехниках (Санкт-Петербургской, Варшавской и Киевской) заботился ми­нистр финансов России Сергей Юлиевич Витте.

Персонально граф Витте сформировал группу ученых — основателей КПИ. В нее входили: Дмитрий Иванович Менделеев, Николай Егорович Жуковский, Константин Аркадиевич Тимирязев, Виктор Львович Кирпичев и другие выдающиеся ученые того времени. Закладывая фундамент КПИ, они удачно соединили наилучшие достижения Санкт-Петербургской акаде­мии наук и известных европейских политехнических школ: Парижской «Еколь политехник», Аахенского, Венского, Магдебургского технических университетов.

Благодаря этому основой высшего технического образования КПИ ста­ло сочетание глубокой естественно-научной, фундаментальной подготовки по физике, математике, химии с общеинженерными дисциплинами, которые преподавались исключительно с применением лабораторного, исследовате­льского оборудования и получением профессиональных, практических на­выков на производстве и в научных учреждениях.

Первую объективную оценку качества подготовки инженеров в КПИ дал Дмитрий Иванович Менделеев как глава государственной экзаменаци­онной комиссии 1903 г. Он сказал: «Имея 35-летний опыт в деле дипломирования в высших учебных заведениях, я имею смелость утверждать, что такой общей совокупности специальных работ студентов, которую я видел у первого выпуска Киевского политехникума, нельзя встретить в известных мне университетах и технологических институтах».

Позже такая система образования была репродуцирована лауреатом Нобелевской премии академиком Петром Леонидовичем Капицей при соз­дании Московского физико-технического института. Ее назвали физико-­технической. Она и в настоящее время во всем мире признается как элитная модель высшего инженерного образования.

Воплощали эту модель с момента основания КПИ выдающиеся ученые, профессора Борис Яковлевич Букреев, Дмитрий Петрович Коновалов, Лев Владимирович Писаржевский, Константин Алексеевич Зворыкин, Алек­сандр Петрович Котельников, Александр Александрович Радциг, Степан Прокофьевич Тимошенко, Серен Педэр Лауриц Серенсен, Николай Борисо­вич Делонье, Евгений Оскарович Патон и другие. По личному приглашению ректора Виктора Львовича Кирпичева обязательные занятия по рисованию проводил выдающийся художник, академик Российской академии искусств Николай Пимоненко.

Техническую библиотеку КПИ формировал и возглавлял известный ар­хеолог и основатель музейного дела в Украине Николай Биляшивский.

Эти выдающиеся личности создали фундаментальные научно-педаго­гические школы КПИ в машиностроении, химии, металлургической про­мышленности, авиации, сельском хозяйстве. Они сформировали особенную атмосферу высокой культуры, интеллигентности и творчества.

Профессора КПИ Николай Борисович Делонье, Виктор Флорианович Бобров, и братья Иван и Андрей Касяненки образовали в 1906 г. Воздухо­плавательную секцию при Механическом отделении КПИ. За несколько лет ее членами (студентами, преподавателями и работниками КПИ) было скон­струировано и построено свыше 40 разных типов аэропланов, включая пер­вый в мире вертолет студента Игоря Сикорского в 1908 г. Фактически эта ячейка авиации исполнила роль первого на юге Российской империи исследовательско-учебного центра авиационного профиля. Неспроста большинство авиационных конструкторов мирового уровня вышли именно из него.

Прославленными выпускниками авиационной и других инженерных школ стали пионер воздухоплавания Игорь Сикорский, разработчик авиаци­онных двигателей Александр Микулин, творец гидросамолетов Дмитрий Павлович Григорович, выдающийся материаловед и металлург Иван Бар­дин, строитель первых гидроэлектростанций Александр Винтер и много других представителей первой плеяды «золотых имен» Киевской политех­ники.

Именно о них Виктор Львович Кирпичев в 1913 г. сказал: «Особым счастьем для института, особой удачей, которая определила его стремитель­ное развитие, была возможность привлекать в его состав выдающихся уче­ных, профессоров разных специальностей, которые стали счастливой вол­ной людей, которые отдали заведению все свои силы и вложили в него зерно науки, которое дало буйные всходы и богатый урожай».

Эти слова первого ректора стали пророческими для всей последующей судьбы КПИ. Во все времена талантливые и преданные науке люди своими достижениями прославляли Альма-матер и свою страну.

Второй этап развития КПИ, при другом социально-политическом укладе государства, пришелся на советскую эпоху. С этим этапом свя­зан беспрецедентный рост масштабов института, создания на его основе тринадцати других учебных заведений, девяти институтов Академии наук, двух заводов.

Уже в 1918 г. по указу Гетмана Скоропадского в Украине создается Академия наук на основе ведущих научных школ Киевского университета Святого Владимира и КПИ. Одним из организаторов Академии был заве­дующий кафедрой сопротивления материалов КПИ Степан Прокопиевич Тимошенко, который позже стал, по мнению многих, самым авторитетным ученым-механиком прошлого.

В течение этого этапа выпускники КПИ, его научные школы дали стране и миру ряд наиболее весомых научно-технических достижений прошлого века.

В 1928 г. профессор КПИ Евгений Оскарович Патон впервые в мире применил технологию электросварки к строительству мостов, что впослед­ствии сделало ее одной из основных технологий XX в. Дело своего отца продолжил выпускник КПИ 1941 г., выдающийся организатор науки Борис Евгеньевич Патон. На основе осуществленного им прорыва в материалове­дении он разработал уникальные технологии электросварки в космосе, под водой, технологии сварки живых тканей человека. Вот уже 45 лет Борис Ев­геньевич Патон возглавляет Национальную академию наук Украины.

Замечательная плеяда профессоров и выпускников КПИ стали извест­ными членами украинской Академии. Среди них Михаил Филиппович Кравчук — всемирно известный математик; Владимир Александрович Плотников — выдающийся электрохимик; Георгий Степанович Писарь — исследователь теории колебаний, прочности материалов; Николай Алексан­дрович Кильчевский — известный ученый в отрасли теоретической механи­ки; Иван Миронович Чиженко — Лауреат Ленинской премии, исследователь в области теоретических основ электротехники; Виктор Иванович Трефи- лов — известный материаловед и многие другие.

Выпускник КПИ 1925 г., выдающийся советский авиаконструктор Кон­стантин Калинин создал поколение самолетов довоенного периода, а его самолет К-7, выполненный по аэродинамической схеме «летающего крыла», в начале 30-х годов прошлого века был наибольшим в мире и по своим ин­женерным решениям на несколько десятилетий опередил время. Позже ка­лининская схема «летающего крыла» легла в основу сверхзвуковой авиации.

Студенты КПИ середины двадцатых – начала тридцатых годов Сергей Павлович Королев и Владимир Михайлович Челомей стали авторами одного из самых грандиозных достижений прошлого века — они первыми в мире покорили и освоили космос.

Выпускник КПИ 1928 г. Бенцион Моисеевич Вул возглавил программу Академии наук СССР по созданию твердотельной электроники и обеспечил решение этой проблемы, что кардинально изменило последующее развитие техники и, в частности, стало фундаментом будущих ЭВМ.

Разработчиком первых в мире систем противоракетной обороны, про­образа нынешних систем ПРО, стал дважды Герой Социалистического Тру­да, выпускник КПИ 1928 г. Лев Вениаминович Люльев.

Намного опередили время разработанные студентами КПИ 20-30-х гг. прошлого века Александром Александровичем Микулиным и Архипом Михайловичем Люлькой новые поколения турбореактивных двигателей, кото­рые и сегодня составляют основу современной авиации.

Этот список славных имен киевских политехников, которые в XX в. своими достижениями изменили мир, можно значительно продолжить.

В годы Великой Отечественной войны КПИ положил на алтарь Победы свои лучшие научно-технические достижения, свой лучший кадровый по­тенциал, жизнь многих своих студентов и преподавателей, о которых напо­минает постамент вечной славы в парке университета.

Возрождался КПИ в послевоенные годы самоотверженным, напряжен­ным трудом всего коллектива института, в авангарде которого были фрон­товики, вернувшиеся после войны в разрушенную Альма-матер. Это — Ал­ла Григорьевна Бондарь, Василий Николаевич Винославский, Василий Иванович Гнатовский, Антон Павлович Орнатский, Иван Миронович Чиженко и многие другие.

Быстрому восстановлению, возвращению в атмосферу высокой акаде­мической культуры и педагогического мастерства послевоенный КПИ обя­зан его ректору — Александру Сергеевичу Плыгунову, длительное время возглавлявшему институт.

Бурный этап комплексного развития КПИ — 70-е и 80-е годы, когда ректором института был Григорий Иванович Денисенко. За это время КПИ не только утроил свою материально-техническую базу, что сыграло реша­ющую роль в его последующем качественном развитии, но и внедрил новые методические и организационные формы в учебный процесс, соединил их с научной деятельностью, дал толчок развитию культуры, спорта, искусства как основы гармоничного воспитания будущих специалистов.

В те времена КПИ входил в группу самых авторитетных высших учеб­ных заведений Советского Союза, которые проводили учебу по собствен­ным учебным планам с продленным на полгода сроком. Выполнялись важ­ные для страны научные разработки, которые в послевоенный период были отмечены двумя Ленинскими премиями, 19 Государственными премиями СССР и 67 Государственными премиями УССР.

Выпускники КПИ получали направления на работу во все уголки ог­ромной страны — от Прибалтики до Дальнего Востока, от Севера до Сред­неазиатских республик. Ежегодно сотни иностранных граждан возвраща­лись в свои страны с дипломами КПИ. Среди них два министра Китая: министр гражданской авиации Лю Цзян Фен и министр машиностроения Ху Гуангюань, посол Венгрии в Украине Янош Кишфалви, основатель поль­ской школы физической химии, министр образования Польши Войцех Свентославский, член Польской академии наук, проректор политехники из Зеленой Гуры Юзеф Корбич, основатель и генеральный директор знамени­того КамАза Николай Бех и много, много других известных выпускников института в разных уголках мира.

В те времена из рядов КПИ вышла блестящая плеяда выдающихся лич­ностей — ученых, творцов новой техники, художников, спортсменов, госу­дарственных деятелей. Это композитор Николай Васильевич Дремлюга, Народный артист СССР и многолетний художественный руководитель Национальной оперы Анатолий Мокренко, Олимпийские чемпионы Лариса Латынина и Юрий Титов, выдающийся футболист и тренер Валерий Лоба новский, руководитель правительства Украины во времена СССР и незави­симой Украины Виталий Масол и много других известных личностей.

Третий этап развития университета начался с завершающей фазы су­ществования Советского Союза, известной как «перестройка», и продолжа­ется до настоящего времени в течение 19 лет независимости Украины.

Переход от централизованной экономики к рыночной, существенное переформатирование ее структуры в новых политических границах, карди­нальное изменение системы взаимодействия с внешним миром требовали глубокого переосмысления фундаментальных принципов и роли высшей школы.

Приняв этот вызов, КПИ наработал новую концепцию своего после­дующего развития. Она заключалась в системной трансформации от модели большого политехнического института, который был жестко вмонтирован в централизованную экономику прежнего СССР и осуществлял учебно­-научную работу по узко ориентированным специальностям, к модели тех­нического университета с универсальной, широко ориентированной подго­товкой в соответствии с новыми потребностями общества и новыми гло­бальными вызовами.

Демократизация институтской жизни и управления, а также внедрение самоуправления — главные принципы деятельности КПИ на этом этапе, заложенные первым, демократически избранным ректором Петром Михай­ловичем Таланчуком.

Универсализация учебы и научных исследований требовала сочетания и гармонизации фундаментальной естественной, инженерно-технической, экономической и гуманитарной составляющих подготовки специалистов нового поколения. В соответствии с этим было создано 10 новых факульте­тов, 9 учебно-научных и 13 научно-исследовательских институтов, открыто свыше 100 новых специальностей и специализаций.

За этот период контингент студентов КПИ вырос на 12 тысяч и превы­сил 40-тысячный рубеж, а вместе с преподавателями, научными работника­ми и другими сотрудниками семья киевских политехников в настоящее вре­мя составляет 50-тысячный коллектив носителей передовых знаний общества.

На этом этапе для КПИ стало принципиально важным использовать энергию и инициативы каждого преподавателя, сотрудника, студента. Шаг за шагом совершенствовался механизм поднятия роли трудовых кол­лективов подразделений в наработке и принятии важнейших системных ре­шений в текущей жизни и стратегии развития университета.

Особое значение для киевских политехников приобрели демократиче­ские принципы организации студенческой жизни. Нашему профсоюзу и студгородку уже свыше 100 лет. Они вместе с современными органами сту­денческого самоуправления зарекомендовали себя как школа приобретения управленческого опыта, школа самоутверждения будущих строителей на­шей страны.

Одним из решающих факторов деятельности КПИ на всех этапах был и остается его кадровый потенциал. На основе консолидированных источни­ков финансирования выстроена стройная система оплаты труда профессор­ско-преподавательского состава и сотрудников университета, система сти­мулирования их научной работы, профессионального совершенствования и социальной защиты.

Решая новые задачи, которые появлялись перед обществом, КПИ создавал в своей структуре институции государственного масштаба. Ими стали:

  • Первый в Украине государственный политехнический музей. Он возрождает и хранит славные достижения отечественных научных и инже­нерных школ и ежегодно вдохновляет десятки тысяч школьников Украины и первокурсников КПИ, которые посещают его экспозиции.
  • Технологический и научный парки «Киевская политехника», кото­рые стали первыми в стране университетскими инновационными средами.
  • Совместный с Национальной академией наук Институт прикладного системного анализа, ставший разработчиком методологий и эффективных инструментов решения сложных междисциплинарных задач для нашей страны и международного сообщества.
  • Национальная образовательно-научная информационная сеть URAN, интегрированная в европейскую сеть JEANT 3, которая своими информаци­онными ресурсами обеспечивает ведущие университеты и научные центры государства.
  • Ряд международных организаций, которые действуют в структуре университета, таких как Мировой центр данных «Геоинформатика и устой­чивое развитие», украино-японский и украино-польский центры, учебные центры компаний «Циско», «Интел» и много других организаций, осущест­вляющих практическую интеграцию КПИ в мировое и европейское научное и образовательное пространство.
  •  Издательско-полиграфический комплекс «Политехника» — один из самых авторитетных в стране центров издания учебно-научной технической литературы.
  • Украинский институт информационных технологий в образовании, который стал методологическим центром дистанционного обучения в стра­не и главным учебным подразделением для повышения квалификации пре­подавателей КПИ.
  • Разветвленная сеть ячеек культуры, искусства, спорта, социальных объектов, где студенческая молодежь получает гармоничное воспитание и развивает свои таланты.

Таким образом, в настоящее время КПИ — больше, чем высшее учеб­ное заведение. Это — учебно-научный, методологический центр государст­ва, который берет на себя ответственность за решение новых, нестандарт­ных проблем развития общества; мощный международный центр Украины, который через современную науку, образование, культуру укрепляет ее ав­торитет в мире; наибольший молодежный центр подготовки строителей но­вой страны; город науки, образования, воспитания, где закладывается фун­дамент будущего.

Глядя в будущее через призму объективных законов развития природы и общества, мы, киевские политехники, видим такие новые глобальные вы­зовы, которые уже в ближайшие десятилетия приведут к изменению миро­вого порядка и непосредственно коснутся Украины:

  1. Глобальный экономический кризис, ставящий человечество перед необходимостью создания нового технологического уклада и новых техно­логий будущего.
  2. Нарастающий энергетический кризис, связанный с уменьшением ес­тественных запасов органических видов топлива, что обязывает нас активно присоединиться к поиску новых источников энергии, включая развитие не­традиционных.
  3. Уменьшение доступа людей к чистой питьевой воде (Украина обес­печена ею лишь на 55%), которая вынуждает нас активизировать разработки новых технологий ее очистки.
  4.  Нарастание глобальных болезней: рака, сердечно-сосудистых забо­леваний, СПИДа, туберкулеза, цереброваскулярной болезни и т.д. К вели­чайшему сожалению, Украина стала одним из мировых лидеров в распро­странении СПИДа. Современная медицинская инженерия должна активно подключиться к решению этих проблем.
  5. Заметные климатические изменения, вызванные техногенным влия­нием человека на природу, выбросами СО2, обеднением озонового слоя Земли. Указанные проблемы должны объединить наших биологов, химиков, специалистов по охране окружающей среды, устойчивого развития.
  6. Ряд глобальных вызовов социального характера: нарастающее нера­венство между людьми и коррупция, демографические изменения, терро­ризм, преступность и другие. Нашим обществоведам совместно с естество­испытателями необходимо сосредоточиться на решении этих проблем.

Авторитетные международные организации, такие как ООН, Мировая организация здравоохранения, Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ) и т.д., выде­ляют до десяти глобальных угроз, которые стали реальными для человече­ства в первой половине XXI в. Указанные угрозы отметили еще в прошлом веке выдающиеся русские ученые Владимир Иванович Вернадский и Ники­та Николаевич Моисеев. Независимо друг от друга они выразили мысль о том, что если мировое сообщество не изменит парадигму своего потре­бительского существования и не объединится для решения указанных проблем, то уже в середине XXI столетия его жизнь будет значительно ус­ложнена.

КПИ как учебно-научный центр страны, опережая время, нарабатывает новые подходы к подготовке специалистов с новым мышлением, которые будут в состоянии принять на себя эти вызовы.

Ректор Национального технического университета Украины «КПИ»,
директор Учебно-научного комплекса
«Институт прикладного системного анализа»
НТУУ «КПИ» МОН и НАН Украины

 

 

 

 

 

Преступления власти

Права человека 

Справочник

Страны. Мир в цифрах. Адреса.
Статистика.
Посольства

Секреты политики

Статьи. Доклады. Комментарии