ПОЧЕМУ "ПОЗАБЫТ" ЭТНОЦИД ЕВРЕЕВ

 И.Л. Йегуди.  Раввин, политолог  (Минск)  •  На страницу Раввина Йигаэль Йегуди

ПОЧЕМУ  "ПОЗАБЫТ"  ЭТНОЦИД  ЕВРЕЕВ В ВОЙНАХ НА ЗАПАДЕ БЫВШЕЙ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ, 1918-1922

 В ходе Гражданской войны на Украине 1918-1920 гг., советско-польской войны 1919-1920 гг. на Украине и Беларуси, диверсий  базировавшихся на Польшу антисоветских формирований в БССР в 1920-1923 гг., украинско-польской войны в Западной Украине в 1918-1919 гг. происходил повсеместный этноцид компактного еврейского населения.  Без последней, число убитых евреев по 1921 оценивалось в СССР в 180-200 тыс. человек; 300 тыс. еврейских селовек; 300 тыс. 1921 оценивалось в СССРаине в 1918 году.оветских формированийойн ирот, 700 тыс. евреев разорённых, оставшихся без крова,  беженцев – массовый исход целых местечек и городов [1,с.72]; десятки населённых пунктов были сровнены с землёй, а сотни – разорены дотла [1,с.73-74; 2,с. VIII]. К  числу жертв необходимо добавить  раненых, добавить выброшенных из поездов и пароходов, добавить изнасилованных (впоследствии нередко лишившихся рассудка) и часто зараженных и/или искалеченных женщин и девочек, - число всех их (порядка  от десятков до сотен тысяч) практически не поддавалось учёту, в т.ч. и погибших в результате от ран, от венерических болезней, от инфекций и голода на пепелищах   [1,с.74; 2,с. XII].

Только на территории БССР (в границах до 1939 года) и бывших Волынской, Подольской, Киевской, Черниговской, Полтавской, Харьковской, Николаевской, Одесской, Екатеринославской и Донецкой губерний (т.е. без Юго-Западной Украины и России, где в ряде городов также происходило избиение еврейского населения) атакам - зачастую неоднократным -  убийц, грабителей и  насильников подверглись евреи в 911 нас. пунктах [1,с.76].

Советскими исследователями-современниками общее число "погромов" на данной территории оценено в 1520, из них  226 совершены деникинцами,   211 – петлюровцами,  47 – польской армией, 47 – воинством Савинкова-Балаховича, 989 – различными "бандами" [1,c.76].  

По  территории УССР на 1921г.   Н.Гергель, занимавшийся помощью пострадавшим в рамках Российского общества Красного Креста, приводит такой расклад:

 39,9% погромов "провели" войска Директории (петлюровцы), 24,8% - различные банды, 17.2% - войсковые соединения "белых", Красная Армия – 8,8%, воинство "атамана Григорьева" – 4,2%, польская  армия – 2,6%, "прочие" – 2,7% [2,c. XIV].

Экономические последствия: "Около половины городского населения Украины и Белоруссии (вся его еврейская часть) была совершенно выведена из строя хозяйственной жизни, что безусловно имело весьма тяжёлые последствия в государственном масштабе. Это сильно ощущается в общей сумме материальных ресурсов Союза Республик…" [1,с.74].     

Сказанного достаточно, чтобы в исторической геополитической перспективе ясно осознать: перед нами не "погромы" - как с "легкой руки" современников событий (ещё незнакомых с понятием "геноцид") продолжает именовать данный предмет научное сообщество [1,2] – а настоящий геноцид, или этноцид, по масштабам человеческих жертв, экономического разорения, этнопсихологических потрясений вполне соответствующий, например, этноциду христианских народов - армян Западной Армении и ассирийцев Междуречья - режимом "младотурок"  в годы Первой мировой войны.

Однако, описываемое явление до сих пор НИКЕМ не определено как "геноцид" или "этноцид", и до сих пор не стало  отдельным предметом изучения научного сообщества, включая – что замечательно – сионистскую историографию в Израиле и за его пределами.  Ответственный редактор "Книги погромов" [2], которую она представляет как "первую попытку" – в 2008 году! – "представить сводный корпус документов" на эту тему, пишет во Введении, словно декламируя прописную истину:

"На долгие десятилетия "архивы погромов" были закрыты в СССР, а на Западе эта тема в 1930-е годы вытеснялась из общественного сознания, а затем была заслонена необходимостью осмысления большого этнического террора – Холокоста: только после его изучения можно было перейти к анализу промежуточных форм насилия, каковыми являлись погромы Гражданской войны" [2, с.V].

Почему же оказались закрыты "архивы погромов" (хранившие бесчисленные свидетельства о том, как "международная буржуазия старалась помочь российской и украинской контрреволюции проложить себе путь к реставрации через горы еврейских трупов и реки еврейской крови" [1,с.75]) в СССР ? Почему же "эта тема" на "свободном" Западе "вытеснялась из сознания", а затем (очевидно, там же, "на Западе"? читай – "и в сионисткой историографии") оказалась "заслонена" нацистским геноцидом (1)?  

  Наконец, почему редактор этого ПЕРВОГО (значение его невозможно переоценить!) сборника продолжает пользоваться абсолютно неточной терминологией: "погромы" – хотя перед нами именно массовый "этнический террор"; и "Гражданская война" - хотя советско-польская война была войной регулярных армий двух государств;  да и польско-украинская война была войной двух государств - просто в ходе её  государство украинского большинства  было ликвидировано – проглочено - Польшой [3]? Почему утверждает, что "только после его (нацистского геноцида-И.Й.) изучения" (и когда наступает это "после"?) можно (??) переходить к "анализу" геноцида евреев поколением раньше ?   НАОБОРОТ - не лучше ли было бы для "осмысления" нацистского "большого этнического террора", который, кстати, был направлен не только против евреев (а и цыган, сербов, белорусов и др. славян)?

Отвечая на эти вопросы, следует помнить, что жертвой этноцида 1918-1922 гг. являлось исключительно еврейское население, исполнителями - вооружённые силы абсолютно всех воюющих сторон, а также значительная часть украинского и польского населения.  

 Причины, на наш взгляд, следующие:

После конца Гражданской войны Польша была передовым форпостом  "санитарного кордона" вокруг Советской России; белогвардейцы и иже с ними были для Запада "гуд гайс" (палач евреев Юго-Восточной Беларуси в 1920—1923 гг. Б.В.Савинков – был замминистра по военному ведомству у Керенского!..), а большевики – "бэд гайс".  Очевидный при любом изучении нашей темы факт, что, как правило, только Советские войска, в конечном счёте, спасали еврейское население от резни и ПОЛНОГО УНИЧТОЖЕНИЯ [1,с. 28] – делал эту тему автоматически "вытесненной" из "общественного сознания" Запада. Тем более, что резню евреев на земле Беларуси (2) осуществляла регулярная польская армия, а затем – банды Савинкова-Балаховича. Эти банды снаряжались на польской территории, естественно – "с ведома" и за счёт Антанты, вооружавшей и содержавшей новорожденную Польшу. С другой стороны, советники Антанты в Польше не могли не понимать, что  крепнущую на глазах Советскую Россию уж точно не "освободит от большевизма" засылаемый сброд разбойников и насильников; единственным "стратегическим"/ "тактическим" достижением последних, таким образом, были резня и грабёж еврейского населения (в дальнейшем и белорусских крестьян – [2,с.827-833]).

Лондонские патроны Польши, полностью игнорируя зверства поляков на  землях, вошедших в БССР, неназойливо "расследовали" жалобы в отношении земель, захваченных Польшей. Вот комиссия МИДа Британии (доклад которой был переведён для советского правительства [2,с. 542]) - под председательством еврея С.Самуэля, родного брата покровителя сионистов Герберта Самуэля, - пишет про резню во Львове: "польские солдаты и население были, правда, немного восстановлены против евреев за их нейтральное отношение к борьбе поляков с украинцам…" Забавно: никакого недоумения по поводу того, что сами-то завоёванные и уж точно "не нейтральные" украинцы, тем не менее, не подверглись "погрому"; по принципу: "А велосипедистов за что?"

 Доклад приводит цифру 463 раненых [2,с. 544] игнорируя…убитых (до 150, [2,с.880]). "Поляки, вообще говоря, народ великодушный…"[2,c.548], отмечает доклад…

 В СССР поначалу помнили о "погромах", даже создавались мемориалы жертвам [1,с.37-38], эта тема изредка фигурировала в классических советских произведениях   [4, с.66-72].  Однако, весьма скоро тема была предана полному забвению. Не только ввиду того, что и красноармейцы местами резали евреев [2,c. XIV; 5,с.60; 6,с.153] (в конце концов, такие факты ещё можно было объяснять "несознательностью" недостаточно приобщившихся к "пролетарской идеологии" "масс", тем более, что на "красных" пытались сваливать свои преступления их противники[1,c.70; 2,c. 610]). Честное изучение событий и сохранение  памяти о массовом этническом насилии резко противоречили бы идеям "единого советского народа" и "солидарности трудящихся". Ведь массы убийц, насильников и грабителей, вчерашних рядовых и младших командиров у казнённых атаманов и бежавших белых вождей, или "присоединявшихся" к массовым злодеяниям крестьян, и их дети - были теперь частью "новой общности людей - советского народа". "Отношение нееврейской массы населения к погромам было в общем безусловно отрицательное"[1,с. 27], утверждается в выпущенной в 1927 в СССР книге – вопреки встающей на её страницах картине… Более того, местами именно и только духовенство демонстрировало это "правильное пролетарское", "безусловно отрицательное", отношение к резне и деятельное сочувствие к жертвам (многократно в 1 и 2, см.например:  [1,c. 67; 2,с. 887]). В отношении евреев же забвение тех событий было особенно необходимо, чтобы не тормозить ассимиляцию, которая с 30-х годов виделась советским вождям в качестве естественного и желанного завершения еврейского существования. В середине 30-х были закрыты школы на идиш, и евреи-большевики прямо говорили, что цель – устранение препятствий перед смешанными браками[7, с.93]. Сохранение живой памяти о кровавых событиях 1918-1923 (год окончательной ликвидации "балаховищины")гг., конечно, было в этом контексте крайне некстати. 

 После ВОВ к вышеупомянутым причинам замалчивания в СССР этноцида евреев в 1918-1922 годах добавилась и "братская дружба" с ПНР в рамках   Варшавского же договора... Межвоенная Польша - хоть и "панская", но предтеча "братской"! - могла быть лишь  жертвой нацистов, но никак не  их предвосхитительницей. Поэтому замалчивалась и роль Армии Крайовой в уничтожении  евреев и белорусов на земле Беларуси в годы ВОВ, (многократно в [8], см. публикацию автора на эту тему: http://www.anti-orange-ua.com.ru/ content/view/2093/42/).

 Точно так же, как дикий национальный и религиозный гнёт над православными белорусами в "панской Польше", предстающий на страницах [8] -  в основном (кроме его классового аспекта) замалчивался в СССР. 

На Западе причины замалчивания оставались те же, ещё и усугублённые холодной войной и участием в ней на стороне Запада массы "идеологических работников" из числа откровенно нацистских недобитков. А после падения СССР в России началась вакханалия прославления всех, кто воевал против советской власти в гражданскую войну (а в бывших республиках – и в ВОВ!..), преступления этих "гуд гайс", хотя и изучаются одними историками [2], усердно затушёвываются другими ("несколько небольших еврейских погромов произошло на территории, занятой частями Добровольческой армии генерала А.Н. Деникина" [6,с.153] ).

Между тем, достаточно очевидно, что "стыдливое" игнорирование еврейского этноцида 1918-1922 гг. в последующий период как на Западе, так и в СССР – подготовило (анти)моральные условия для грандиозного геноцида (и на этот раз геноцид вовсе не ограничился компактным еврейским населением, и евреями вообще) во Второй мировой войне :

Зверства польской регулярной армии в отношении евреев в 1918-1920 гг.: поголовный грабёж всего у всех, массовое нанесение увечий, вырывание бород с мясом, запрягание людей в телеги, выгон на принудительные работы под зверскими побоями и разнообразными измывательствами в еврейские праздники, насилие над женщинами с целью максимального морального ущерба окружающим, сплошное выжигание мест проживания, сжигание живых людей и расстрел вырывающихся из пламени, уничтожение и осквернение синагог, закапывание людей живьём [1,с. 24-26,53-63, и многократно в 2, напр. с. 602], - в точности соответствуют нацистской практике. Также как и практика расстрела на месте военнопленных комиссаров и евреев  [8, с.9]. До конца 1939 года единственной армией Европы, совершавшей вышеописанное, оставалась армия Польши. Это были не "промежуточные  формы насилия", а вполне нацистское поведение (см. описание писателем-современником [10,с.19-21] вступления польской армии во Львов и следующей за ним "акции"  в 1918 г.).

Можно с уверенностью предположить, что в НСДАП пристально изучали недавний опыт этноцида евреев, и (отсутствие) реакции на него со стороны "оплотов демократии";

равно и вожди прибалтийских фашистов, несомненно, присмотрелись к погромной практике 1918-1923 гг., и с отступлением советских войск в 1941г. она  в точности была применена к евреям "восставшими" балтийскими фашистами, с участием в последующем организованном нацистами полном истреблении евреев;  румынские фашисты, близкие к месту событий, взяли на заметку, как "следует" поступать с евреями на Украине; 

фактическая безнаказанность рядовых участников "погромов" 1918-1922 гг.  и последующее забвение злодеяний  – наверняка инспирировали  и    коллаборационистов в славянских республиках к соучастию в грабежах и зверствах немецких оккупантов в отношении евреев и других групп населения. 

Что особенно замечательно: никакие научные и общественные учреждения, созданные   под эгидой сионизма (уже в 1922 был создан Ивритский Университет в Иерусалиме) не предприняли после этноцида 1918-1922  гг. НИКАКИХ действий по сбору свидетельств, документов, систематическому  изучению страшных событий – подобных которым со времён Хмельницкого не было в еврейской истории! Ещё более замечательно то, что много позднее, после создания по миру десятков "институтов изучения Холокоста", а в Израиле - института "Яд вашем" (при претензии официального Израиля на сохранение и изучение памяти и наследия всего исторического еврейского народа!!), ничего не было сделано для сбора материалов и увековечения памяти жертв геноцида 1918-1922 гг. А ведь последние непосредственные свидетели событий были с нами в этом мире до середины

90-х годов, т.е. к находившимся в Израиле с 20-х годов и позднее - ещё успели присоединиться и те, кто приехал с массовой иммиграцией 1990-1992 гг. Свидетели  событий передали свои рассказы детям и внукам.

Автор, живя в Израиле, обратился в начале 2000-х годов  на факультеты истории и соответствующие исторические кафедры (как-то: "еврейство нашего времени", кафедры изучения Катастрофы европейского еврейства и т.п.) всех университетов, а также в институт "Яд вашем"  с вопросом: изучается ли в "академических рамках" Катастрофа евреев Украины в 1918-1920 гг.? Из ряда мест поступил чёткий ответ: такого предмета изучения в израильской "академии" не существует, и были предложены – считанные – публикации на эту тему (из других мест письменный ответ на  письма - заказные с уведомлением - не поступил, а устно -   подтвердили вышесказанное).

Сионистская историография, таким образом, вполне вписалась в картину   замалчивания  этноцида 1918-1922 гг.,  как видно - по исторической совокупности соображений и "прозападных" (не говоря уже о том, что видные сионисты участвовали в правительстве  Петлюры, сотрудничали с Деникиным и.т.д.[1,c. 21]),  и – в своё время - "просоветских": господствующее крыло сионистского движения было когда-то социалистическим, и часть его (в т.ч. и в Израиле 50-х гг) солидаризировалась со сталинским Советским Союзом.  

  С начала 90-х годов к ним могли добавиться "наконец" "свои чисто сионистские" соображения: потенциал иммиграции собственно евреев в Израиль был исчерпан. Усилия всемирного сионистского истеблишмента сконцентрировались на привлечении масс неевреев из СНГ в Израиль; в этой среде оказались занесены в Израиль и/или развились там антиеврейские настроения, породившие тяжёлые эксцессы [11]. Понятно, что изучение событий 1918-1923 гг. опять у сионистов "некстати".

(1) Для обозначения нацистского геноцида евреев в неоиврите метко употребляется древнееврейское слово "ШОА", неоднократно встречающееся у пророков в значении "гибель, полное разрушение". В русскоязычной литературе до 90-х годов этот термин более-или-менее удачно передавался как "Катастрофа европейского еврейства". Употребляемый сегодня  термин "Холокост" автор не приемлет и считает его семантически неадекватным, полагая, что память жертв заслуживает хоть и "громоздкого", но точного термина "нацистский геноцид евреев".

(2) Белорусское население, в отличие от сельского украинского, и городского польского - на Юго-Западе Украины и в Западной Беларуси, – не было склонно к нападению на евреев  (многократно в [1]и [2], см.например:  [1,с. 22; 2,с. 550])

(3) Истребление   советских военнопленных голодом и болезнями, квалифицированное как военное преступление нацистов,  было также "блестяще предвосхищено" в ходе советско-польской войны [8, с.10]. Наркоминдел Г.В. Чичерин в ноте от сентября 1923 указывал, что "из 130 тыс. российских пленных в Польше умерло 60 тыс."; на пленных красноармейцах практиковались в "разваливании человека до пояса"  "шляхетные" польские кавалеристы  [9].

Впрочем, уже в рамках "Великой армии" Наполеона поляки прославились зверствами, мародёрством, убийствами пленных [12, c.130].

(4) Под этим словом в Израиле подразумевается научное сообщество и ВУЗы;  научно-исследовательская  работа почти по всем гуманитарным отраслям знаний ведётся при университетах. 

(5) Истоки этого явления: сильные ксенофобские и антиеврейские настроения в среде  неевреев - выходцев из Украины и России  и русскоязычного населения Средней Азии, которые массами иммигрировали в 90-е годы в Израиль; всеобщая ксенофобия  внутри израильского общества, поделенного на жёсткие "сегменты" социальной и "квадраты" общинной принадлежности, и как следствие этого - практическая дискриминация; перманентное натравливание иммигрантов на религиозных евреев, со стороны СМИ и политических партий; враждебное игнорирование властью   культурных и духовных нужд иммигрировавших неевреев (в т.ч. верующих христиан) на фоне агрессивной государственной политики подталкивания их (особенно старшеклассников, военнослужащих и студентов) к поточному формальному "принятию еврейства"  (см. http://www.youtube.com/watch?v=43d_ZgC_5WQ&feature=related, выступление автора с точки "4.55").

ЛИТЕРАТУРА

1. Еврейские погромы 1918-1921. / ред. З.Островский. – М.:  Акционерное общество "Школа и книга", 1927. – 126 с.

2. Книга погромов. Погромы на Украине, в Белоруссии и европейской части России в период Гражданской войны.1918-1922 гг.: Сборник документов / Отв.ред. Л.Б.Милякова. – М.: "Российская политическая энциклопедия" (РОССПЭН), 2008. -1032 с.

3. Коган, Л.  Евреи в Западно-Украинской народной республике/ Леон Коган// Україна: культурна спадщіна, національна свідомість, державність. –  18/2009  – с.190. – Электронный ресурс. – Режим доступа: http://www.inst-ukr.lviv.ua/ . – Дата доступа:   21.10.2012.                         

4.Островский,Н. Как закалялась сталь / Н.А.Островский. - Ленинград: "Художественная литература", 1973. – 335 с.

5. Бабель, И. Избранное / И.Э. Бабель. – Мн.: "Мастацкая літаратура", 1986. – 270 с.              

6. Козлов, В. Евреи в России-СССР/ В.И.Козлов. – М.: "Русская правда". 2010. – 320 с.

7. Скир, А. Еврейская духовная культура в Беларуси / А.Я.Скир. – Мн.: "Мастацкая літаратура",1995. – 144 с.

8. Польша-Беларусь (1921-1953). Сборник документов и материалов /  ред. А.А.Коваленя и др. – Мн.: "Беларуская навука", 2012. – 421 с. 

9. Суровов, В. "Пилсудчина: зигзаг истории"/ В. Суровов.// Мн.: "7 дней", -  №37, 13 сентября 2003г.– стр.6-7.               

10.  Зингер, И-И. "Братья Ашкенази"/ И-И. Зингер. // М.: "Лехаим", "Библиотека".– 11. 2011. – 11/235 .

11. Гиличенский, З. Погром – израильский вариант/ З. Гиличенский. –Иерусалим:"ДМИР",2004.–184с.

 12. Бектинеев Ш. Боевой состав, обмундирование и вооружение частей Наполеоновской армии – участников Мирского сражения в июне 1812 г./Шамиль Бектинеев// Карэліччына: людзі, час, падзеі. Зборнік навуковых артыкулаў. – Мн.: "Беларуская навука", 2012. С.128-137.

Преступления власти

Права человека 

Справочник

Страны. Мир в цифрах. Адреса.
Статистика.
Посольства

Секреты политики

Статьи. Доклады. Комментарии