Национальный фонд демократии – игровая площадка ЦРУ

Правительство США декларирует, что его заботит исключительно развитие демократии во всем мире. Оно требует от конгресса финансирования НФД, чтобы фонд мог оказывать прямую и непрямую помощь ассоциациям, профсоюзам и политическим партиям, которые способствуют утверждению демократии, где бы они ни базировались. Это логично, поскольку неправительственные организации имеют право поддерживать те политические инициативы, которые не могут открыто поощрять посольства, обязанные считаться с суверенитетом стран, где они находятся. Но тут встает ряд щекотливых вопросов: какие именно тенденции поддерживает НФД и сеть неправительственных организаций, которые он спонсирует?

Гражданские инициативы, несправедливо подавляемые Кремлем? Или фонд просто-напросто является ширмой американских спецслужб, прикрывающих с его помощью свое прямое вмешательство во внутренние дела другой страны?

Чтобы ответить на эти вопросы, надо внимательно рассмотреть, как и с чего начиналась деятельность Национального фонда демократии, и проанализировать, в чем заключается суть проекта США, именуемого экспортом демократии.

Что это за демократия?

Американский народ полностью разделяет идеологию своих отцов-основателей. Современные американцы мыслят себя потомками переселенцев из Европы, целью которых было создание Божьего града. Они до сих пор воспринимают свою страну как «город, стоящий на вершине горы», пользуясь выражением одного апостола и евангелиста Матфея, которого цитируют в своих политических заявлениях практически все американские президенты.

То есть США воспринимаются его гражданами как образец для подражания, свет, сияющий на вершине и освещающий землю. Считается, что все народы мира мечтают воспроизвести эту модель и достичь таким образом спасения.

Для американцев эта наивная вера автоматически подразумевает и тот факт, что их страна является образцовой демократией, а мессианская роль американского народа заключается в том, чтобы распространить эту демократию на весь мир. Никто не задумывается, что Левий Матфей имел в виду пропаганду веры демонстрацией праведной жизни, в то время как отцы-основатели США понимали зажжение огня и его распространение как силовую смену режима: прежде чем бежать в Голландию и на американский континент английские пуритане обезглавили Карла I, а чтобы провозгласить независимость США, патриоты Нового Света свергли Георга VIII Английского.

Американцы, проникшиеся подобной национальной мифологией, не воспринимают свою внешнюю политику как империалистическую. По их мнению, свергать чужое правительство вполне законно, если речь идет о режиме, отличном от их образца, а значит, вредоносном. К тому же они убеждены, что Америка уже обладает опытом силой устанавливать демократию в оккупированных странах.

Так, американцев учат в школах, что благодаря войскам США Германия после Первой мировой войны стала демократической, хотя на самом деле все было ровно наоборот: их правительство помогло Гитлеру свергнуть Веймарскую республику, чтобы с помощью пришедшей ей на смену военной диктатуры выступить против Советов.

Иррациональность государственной идеологии мешает американцам задуматься о природе их собственных социальных институтов и об абсурдности самого словосочетания «силовая демократия». Ведь, согласно формулировке Авраама Линкольна, «демократия — это власть народа, власть, осуществляемая народом, власть в интересах народа», а в рамках такого понимания США вообще не являются демократией.

Исполнительная власть находится в руках олигархии, самоуправство которой народ ограничивает с помощью законодательной и юридической власти. Народ избирает лишь конгресс и некоторых судей, в то время как исполнительная власть избирается штатами, и сама потом выбирает высшее руководство. Населению просто предлагают высказаться по поводу кандидатуры президента, но голоса рядовых избирателей являются совещательными, о чем во время рассмотрения дела Гора против Буша в 2000 году и напомнил Верховный суд. Конституция США не признает верховной власти народа — власть в стране поделена между населением и штатами, то есть местными элитами.

К слову сказать, Конституция Российской Федерации, на бумаге по крайней мере, реально демократическая. Вот цитата: «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ» (раздел 1, глава 1, статья 3).

Описанный выше интеллектуальный контекст объясняет, почему американцы поддерживают свое правительство каждый раз, когда оно в очередной раз пытается «экспортировать демократию», в то время как сами США по конституции демократией не являются. Не очень понятно, как можно экспортировать то, чего нет.

В течение 30 лет это противоречие лежало и в основе деятельности Национального фонда демократии, что вылилось в дестабилизацию многих государств, потому что тысячи доверчивых членов негосударственных организаций со светлой улыбкой людей с чистой совестью методично подрывали независимость своих народов.

Независимость и плюрализм фонда

Президент Рейган, выступая перед английским парламентом 8 июня 1982, назвал Советский Союз «империей зла» и предложил оказать поддержку инакомыслящим как в самом СССР, так и во всем мире.

«Нужно создать инфраструктуру, необходимую для развития демократии, обеспечения свободы прессы, профсоюзов, политических партий, университетов. Тогда народы смогут сами выбирать, каким путем идти, как развивать свою культуру и как решать внутренние проблемы мирным путем», — заявил он.

Под предлогом борьбы с тиранией была создана специальная двухпартийная комиссия, которая объявила в Вашингтоне о создании Национального фонда демократии. Проект был утвержден конгрессом в ноябре 1983-го и тут же получил финансирование.

Этот фонд дотирует четыре автономные структуры, которые, в свою очередь, переправляют средства за рубеж разного рода ассоциациям, рабочим профсоюзам и союзам предпринимателей, а так же различным правым и левым партиям.

Речь идет о следующих структурах:

Институте свободных профсоюзов (Free Trade Union Insti-tute), ныне переименованном в Американский центр международной трудовой солидарности (American Center for International Labor Solidarity), руководимом Американской федерацией труда — Конгрессом производственных профсоюзов (American Federation of Labor and Congress of Industrial Organizations AFL-CIO);

Центре международного частно-го предпринимательства (Center for International Private Entreprise), руководимом Торговой палатой США;

Международном республиканском институте (International Republican Institute), руководимом республиканской партией;

Национальном демократическом институте международных дел (National Democratic Institute for International Affairs), руководимом демократической партией.

Структурированный таким образом НФД выглядит настоящим продуктом гражданского общества, поскольку направления его деятельности отражают социальное разнообразие и политический плюрализм. Финансируемый американцами посредством конгресса, он призван утверждать универсальный идеал и кажется на первый взгляд совершенно независимым от президентской администрации, поскольку его прозрачная деятельность вроде бы не может служить прикрытием тайных операций, обслуживающих неозвученные национальные интересы.

На самом деле все обстоит совсем иначе.

Спектакль, разыгранный ЦРУ, внешней разведкой Великобритании MI6 и разведслужбой Австралии ASIS

Речь Рональда Рейгана в Лондоне была произнесена после серии скандалов, связанных с разоблачением парламентскими комиссиями незаконной деятельности ЦРУ за рубежом, когда конгресс официально запретил ЦРУ устраивать государственные перевороты с целью завоевания рынков. То есть в тот момент, когда Совет национальной безопасности США лихорадочно искал возможности обойти это препятствие.

Двухпартийная комиссия была создана не после, а накануне выступления Рональда Рейгана, хотя официальное подтверждение своего мандата она получила от Белого дома позже. Но ее рождение не было результатом президентских амбиций, а предшествовало событиям. И та президентская речь стала лишь риторическим прикрытием уже принятого в общих чертах решения, которое должно было быть озвучено специальной двухпартийной комиссией.

Руководил комиссией торговый представитель США, то есть ключевым мотивом ее создания было вовсе не развитие демократии, а, пользуясь распространенным ныне термином, «демократизация рынка». Этот странный концепт полностью соответствует политической модели США: экономическая и финансовая олигархии навязывают политические формы через рынки и федеральную власть, в то время как парламентарии и судьи, избранные народом, защищают население от злоупотреблений администрации.

Таким образом, три структуры фонда были изначально сформированы под задачу, и не было вроде никакой нужды привлекать четвертую — профсоюзную организацию. Которая существовала со времен конца Второй мировой войны, а в 1978 году просто сменила название, когда ее связь с ЦРУ стала достоянием общественности. Из этого легко сделать вывод, что и остальные три структуры тоже отпочковались от ЦРУ.

Юридически НФД — американская организация, однако обслуживал фонд не только ЦРУ, но и британскую разведку (поэтому Рейган сообщил о его создании именно в Лондоне), и австралийскую. Этот ключевой момент всегда обходили молчанием, хотя по поздравительным телеграммам, отправленным премьером Тони Блэром и Джоном Говардом по случаю 20-летия этой так называемой неправительственной организации, легко заключить, что НФД со своими сателлитами, является инструментом англо-саксонского военного взаимодействия, связывающего Лондон, Вашингтон и Канберру, так же как глобальная система радиоэлектронной разведки «Эшелон». То есть структуры фонда могут использоваться и английской MI6, и австралийской ASIS.

Чтобы скрыть очевидное, НФД способствовал созданию на территориях союзников организаций-клонов, соответствующих его собственным сателлитам. Так, в 1988 году Канада обзавелась Центром прав и демократии, который занялся проблемами Гаити, затем Афганистана, а в 1991 году Соединенное Королевство учредило Вестминстерский фонд демократии (WFD). Функции этой организации в точности совпадают с теми, что прописаны в уставе НФД: руководство возложено на политические партии (восемь делегатов: три от консерваторов, три от лейбористов, один от либералов и по одному от всех остальных партий).

WFD сразу развил бурную деятельность в Восточной Европе, а в 2001 году уже и Европейский союз обзавелся «Европейским инструментом в области демократии и прав человека» (EIDHR), который вызывает меньше подозрений, чем его аналоги. Эта организация, заменившая собой «Европомощь», управляется высокопоставленным голландцем Якобусом Ришелем (Jacobus Richelle), столь же могущественным, сколь и никому не известным.

Президентская директива 77

Голосуя 22 ноября 1983 года за создание НФД, парламентарии США не подозревали о том, что эта организация уже давно создана по распоряжению президента от 14 января. В документе, рассекреченном 20 лет спустя, формулируются и принципы «народной дипломатии» (таким стало политкорректное название пропаганды), а из его содержания следует, что в Белом доме были созданы рабочие группы под эгидой Совета национальной безопасности, одна из которых и взяла на себя руководство фондом.

Таким образом, административный совет фонда стал придатком СНБ. Чтобы соблюсти приличия, было оговорено, что действующие или бывшие агенты ЦРУ не будут назначаться на руководящие должности фонда. Но шила в мешке не утаишь: большая часть высокопоставленных сотрудников СНБ тем не менее значились в списках сотрудников администрации фонда.

Только ни Генри Киссинджер, ни Франк Карлуччи, ни Збигнев Бжезинский, ни Пол Вулфовиц не останутся в истории как поборники демократии, потому что все они циничные проводники насилия.

Трудно сказать, каков реальный бюджет НФД, хотя бы потому, что указания о распределении средств даются непосредственно СНБ, тратятся деньги на масштабные межагентские операции, а вливания, поступающие из Агентства США по международному развитию, проходят по счетам фонда, не отражаясь в бюджете, поскольку задача — сделать эти средства негосударственными.

К тому же фонд получает непрямое финансирование от ЦРУ, после того как деньги отмываются через посредников вроде Smith Richardson Foundation, John M. Olin Foundation и Lynde and Harry Bradley Foundation.

Чтобы оценить размах трат НФД, надо суммировать официальный бюджет фонда, бюджеты соответствующих госдепартаментов, бюджет Агентства США по международному развитию, бюджет ЦРУ и министерства обороны, что на сегодняшний день сделать невозможно.

Но некоторые цифры все же доступны и дают определенное представление о порядке цифр. Например, за последние пять лет США влили более миллиарда долларов в финансирование партий и ассоциаций в Ливане, маленькой стране с 4-миллионным населением. Половина этой манны небесной была потрачена Госдепом, Агентством США по международному развитию и НФД официально, а вторая половина была переведена со счетов ЦРУ и минобороны тайно.

Этот пример дает возможность сделать вывод, что США вкладывают десятки миллиардов долларов ежегодно в мировую коррупцию. Аналогичная деятельность Евросоюза, которая насквозь прозрачна и является лишь поддержкой инициатив США, составляет 7 млрд евро ежегодно.

Таким образом, юридическая структура НФД, равно как публикуемые цифры его официального бюджета, лишь вводят людей в заблуждение. Фонд не является независимой организацией, которая легально занимается вопросами, ранее находившимися в ведении ЦРУ. Он является вывеской, под которой Совет Национальной Безопасности США проводит легальные акции, сопровождающие его нелегальные операции.

Троцкистская стратегия

В период становления (1984) НФД возглавлял Ален Вайнштейн, потом четыре года им руководил Джон Ричардсон (1984—1988), а затем Карл Гершман. Всех их объединяет то, что они евреи, все входили в костяк троцкистской социал-демократической партии США и все были сотрудниками Freedom House.

В этом есть логика: многие троцкисты из ненависти к сталинизму шли работать в ЦРУ, чтобы иметь возможность бороться с Советами. Именно они привнесли в управление идею мирового захвата власти, экстраполировав ее на цветные революции и «демократизацию». То есть приспособили троцкистскую методу к культурной борьбе, описанной Антонио Грамши: власть должна осуществляться в умах, а не путем насилия — чтобы успешно руководить, элита должна внушить массам идеологию, которая оправдает ее нахождение у власти.

Американский центр международной трудовой солидарности (ACILS)

Эта структура НФД, известная под названием Центр солидарности, является как бы профсоюзным крылом фонда, но на самом деле это основной канал, через который распределяется по меньшей мере половина дотаций. Центр заменил собой организации времен холодной войны, которые координировали деятельность всех некоммунистических профсоюзов мира, начиная с Вьетнама и Анголы и заканчивая Францией и Чили.

Выбор управлением в качестве прикрытия своей деятельности именно профсоюзов исключительно циничен. Игнорируя лозунг «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!», Центр солидарности намертво связал американское рабочее движение с империализмом, который только и делает, что подавляет пролетариев других стран. Такой маневр стал возможен благодаря деятельности весьма влиятельного профсоюзного активиста Ирвинга Брауна, который следил за развитием событий с 1948 года вплоть до самой своей смерти в 1989 году.

Некоторые исследователи утверждают, что Браун был сыном русского белого офицера, соратника Керенского, но доподлинно известно лишь то, что он был агентом Управления стратегических служб (OSS) — первой объединенной разведывательной службы США, созданной во время Второй мировой войны, и участвовал также в создании ЦРУ и сети «Гладио» НАТО. При этом Браун отказался возглавить созданные структуры, предпочтя остаться профсоюзным деятелем. Он жил сначала в Риме, потом в Париже, не в Вашингтоне, а потому имел серьезное влияние в Италии и Франции.

К концу жизни Браун открыто похвалялся тем, что рулил французским профсоюзом «Рабочая сила», контролировал студенческий профсоюз UNI (членами которого были Николя Саркози, его министры Франсуа Филон, Ксавье Дарко, Эрве Морен и Мишель Алиот-Мари, президент Национальной Ассамблеи Бернар Аккуайе и президент мажоритарной парламентской группы Жан-Франсуа Копе) и персонально сформировал крайне левую троцкистскую группировку, куда вошли Жан-Кристоф Камбадели и будущий премьер Лионель Жоспен.

К концу 90-х примкнувшие к конфедерации AFL-CIO потребовали отчета о деятельности Американского центра международной трудовой солидарности, поскольку криминальный характер активности этой организации был доказан во многих странах. Но серия разоблачений ни к чему не привела. Несмотря ни на что, в 2002 и 2004 годах центр участвовал в неудавшемся перевороте против президента Уго Чавеса в Венесуэле и удавшемся в Гаити, когда свергли президента Жана-Бертрана Аристида.

Теперь Американским центром международной трудовой солидарности руководит Джон Суини, бывший президент конфедерации AFL-CIO, и тоже выходец из троцкистской социал-демократической партии США.

Центр международного частного предпринимательства (CIPE)

Что касается Центра международного частного предпринимательства, то он как бы занимается распространением либеральной капиталистической идеологии и борьбой с коррупцией. Первым значительным успехом центра стала трансформация Европейского форума менеджмента (European Management Forum), который был клубом крупных европейских предпринимателей, во Всемирный экономический форум, который стал клубом транснационального правящего сообщества. Ежегодные встречи сливок экономической и политической элиты на горнолыжном курорте в Давосе привели к формированию особого наднационального класса.

Конечно, центр не имеет никаких явных связей с Давосским форумом, и на данный момент невозможно доказать, что Всемирный экономический форум управляется ЦРУ. Но если отталкиваться от обратного, то руководству форума будет довольно трудно объяснить, почему (если речь не идет об операциях, спланированных СНБ США) некоторые политические лидеры выбрали для реализации важнейших экономических инициатив именно форум.

Например, в 1988 году именно в Давосе, а не в ООН, Греция помирилась с Турцией. В 1989 году именно в Давосе две Кореи провели первый саммит на министерском уровне, а две Германии — первый саммит, посвященный объединению. В 1992 году все в том же Давосе Фредерик де Клерк и освободившийся Нельсон Мандела появились вместе и представили свой совместный проект по Южной Африке. И что уж совсем невероятно, именно в Давосе в 1994 году, после заключения соглашения в Осло, Шимон Перес и Ясир Арафат провели переговоры и подписали документы по Газе и Западному берегу реки Иордан.

Связь между Давосом и Вашингтоном осуществляется через Сьюзан К. Рирдон, бывшую директрису профессиональной ассоциации госслужащих, ставшую впоследствии директором Фонда Торговой палаты США. Она и курирует Центр международного частного предпринимательства.

Еще одной несомненной удачей центра можно считать «Международную прозрачность» (Transparency International). Эта «неправительственная» организация была создана офицером военной разведки США Майклом Ж. Хершманом, который является одним из управляющих центра, а заодно отвечает за вербовку информаторов в ФБР и руководит частным сыскным агентством Fairfax Group.

 

 «Международная прозрачность» очевидным образом является прикрытием экономической разведки ЦРУ — это институт давления, с помощью которого США вынуждают иностранные государства менять внутреннее законодательство и открывать свои рынки.

Чтобы сделать «Прозрачность» непрозрачной, центр обратился за помощью к бывшему пресс-секретарю Всемирного банка неоконсерватору Франку Воглю, который собрал комитет из известных людей, призванный придать этой организации вид продукта гражданского общества. Марионетки управлялись Питером Игеном, бывшим директором филиала Всемирного банка в Восточной Африке, супруга которого в 2004 и 2009 годах была кандидатом от социал-демократической партии Германии на президентских выборах в ФРГ.

Деятельность «Прозрачности» изначально была направлена на защиту интересов США, поэтому никакого доверия такая структура вызывать не может. Так, в 2008 году эта псевдонеправительственная организация объявила о коррумпированности государственной нефтегазовой компании Венесуэлы PDVSA и на базе фальсифицированных данных поставила ее на последнее место в своем мировом рейтинге. Целью было скомпрометировать компанию, являющуюся экономической базой антиимпериалистической политики Уго Чавеса.

Руководители «Прозрачности» были пойманы за руку, но отвечать на вопросы латиноамериканской прессы отказалась, рейтинг переделывать тоже не стали. Что неудивительно, если учесть, что представитель центра в Венесуэле Педро Кармона был даже временно приведен к власти во время неудавшегося переворота против Уго Чавеса в 2002 году.

Международный республиканский институт (IRI) и Национальный демократический институт международных дел (NDI)

Международный республиканский институт заточен на коррумпирование правых партий, в то время как Национальный демократический институт международных дел окучивает левые. Один управляется Джоном Маккейном, якобы лидером оппозиции, другой — Мадлен Олбрайт, якобы заслуженной пенсионеркой. На самом деле оба — активно действующие функционеры СНБ США.

Чтобы охватить самые влиятельные политические партии мира, IRI и NDI отказались от идеи руководства Либеральным и Социалистическим интернационалами, а создали в противовес им конкурирующие организации — Международный демократический союз (IDU) и Демократический Союз (AD). Первым руководит австралиец Джон Ховард, а его вице-президентом является Леонид Гозман из «Правого дела». Вторым рулит итальянец Джанни Вернетти.

IRI и NDI опираются на политические фонды, связанные с крупными европейскими партиями (шесть в Германии, два во Франции, один в Голландии и один в Щвеции). Некоторые операции перепоручаются загадочным частным компаниям, вроде Democracy International Inc., которая взяла на себя организацию последних псевдовыборов в Афганистане.

От всего этого остается чувство горечи. США действительно удалось подкупить большую часть влиятельных партий и профсоюзов, а «демократия», которую они обеспечивают, — это всего лишь возможность обсуждать частные вопросы вроде прав женщин или сексменьшинств внутри страны, при условии безоговорочной поддержки международной политики Вашингтона.

Локальные выборы они превращают в спектакли, которые ставит НФД с отобранными для этой цели актерами, и успех таких театрализованных представлений обеспечивается финансовой поддержкой, которую фонд оказывают той или иной кандидатуре. Даже чередование политических сил потеряло всякий смысл, поскольку фонд поочередно помогает то одной, то другой стороне, лишь бы обе поддерживали США в вопросах международной политики и обороны.

В Евросоюзе, как и во всем мире, теперь постоянно жалуются на кризис демократии. Несут за это ответственность очевидным образом НФД и США. Да и как назвать режим, подобный американскому, где главный лидер оппозиции Джон Маккейн является действующим сотрудником Совета национальной безопасности? Уж точно не демократией…

Итог системы

Агентство США по международному развитию (USAID), НФД и их подшефные институты породили обширную и прожорливую бюрократию. Поэтому ежегодное голосование в конгрессе по бюджету Национального фонда демократии сопровождается постоянными дискуссиями о неэффективности применяемых методов и разговорами о нецелевом использовании средств политическими деятелями, которые фондом руководят.

С целью повысить эффективность деятельности НФД был заказан ряд исследований, призванных оценить степень осмысленности немереных финансовых вливаний. Эксперты стали сравнивать масштаб ассигнований с уровнем демократии по отдельным странам, используя данные Freedom House. А затем посчитали, сколько надо было потратить денег на душу населения, чтобы поднять на один пункт демократический рейтинг страны.

Конечно, все это попытки самооправдания. Да и сама идея ввести в употребление шкалу демократии не имеет ничего общего с научным подходом. Это просто попытка узаконить один конкретный формат демократических институтов. Инфантильное желание составить из разнородных критериев список, снабдить параметры коэффициентами «от балды», чтобы превратить в результате сложно организованное общество в простое число.

К слову сказать, большая часть исследований рапортовала о неудаче: да, количество демократий в мире растет, но нет никакой связи между процессами демократизации и средствами, вложенными СНБ США. Попутно выяснилось другое: что озвученные цели не имели ничего общего с реальными.

Еще одна забавная деталь: руководители Агентства США по международному развитию постоянно цитируют исследование Университета Вандербильд (Vanderbilt), где утверждается, что эффективными были лишь те операции НФД, которые проводились совместно с Агентством, якобы потому что Агентство строго контролирует свой бюджет. Только исследование это было заказано и оплачено не кем-нибудь, а… самим Агентством США по международному развитию!

По случаю собственного 20-летия в 2003 году НФД подвел итог своей политической деятельности. Из отчета следовало, что он оказал финансовую поддержку более чем 6000 политических и социальных организаций — цифра эта с той поры растет.

Фонд также приписал себе создание профсоюза «Солидарность» в Польше, «Хартии 77» в Чехословакии и «Отпора» в Сербии. А заодно поддержку радиостанции В92, ежедневной газеты «Освобождение» (Oslobodjenje) в бывшей Югославии и серии новых независимых СМИ в «свободном» Ираке.

Смена декорации

В результате после своего оглушительного мирового успеха демократическая риторика постепенно перестала убеждать. Используя ее и в хвост, и в гриву, президент Джордж Буш нанес ей непоправимый ущерб. И теперь уже никто не может воспринимать всерьез разговоры о том, что вливания НФД помогут справиться с проблемой мирового терроризма. Равно как невозможно говорить постфактум о том, что войска США, свергая Саддама Хусейна, стремились подарить Ираку демократию.

Более того, люди, которые действительно сражаются за демократию, становятся все более недоверчивыми. Они поняли, что помощь фонда и его структур оказывается той или иной стране с одной лишь целью — получить возможность манипулировать ею, поймать ее в капкан. Поэтому борцы за свободу все чаще отказываются от «бескорыстной» поддержки, которую им настойчиво навязывают, а руководители, отвечающие в США за каналы коррупции разных уровней, уже понимают, что пора снова менять облик системы.

Пытаясь в очередной раз закамуфлировать проколы ЦРУ и более чем прозрачную деятельность НФД, они обдумывают создание новой структуры, которая заменит собой скомпрометировавших себя предшественников. Ею будут руководить уже не профсоюзы и предприниматели и не две основные партии, а транснациональные корпорации, по модели Фонда Азии (Asia Foundation).

В 80-е годы прошлого века в прессе прошла информация о том, что этот ФА служит прикрытием ЦРУ в деле борьбы с коммунизмом в Азии. После серии скандальных публикаций организация была реформирована, а руководство передано транснациональным корпорациям (Boeing, Chevron, Coca-Cola, Levis Strauss и так далее).

Этой косметики оказалось достаточно, чтобы придать неправитель­ственный и респектабельный облик структуре, которая никогда не прекращала работать на ЦРУ. После распада СССР к ней добавили еще одну организацию — Фонд Евразии (Eurasia Foundation), который занимается тайными операциями в новообразованных азиатских государствах.

Активно обсуждается и другой вопрос: как лучше «продвигать демократию» — с помощью контрактов под конкретные проекты или путем вливаний без предъявления видимого результата? В первом случае легче обеспечить политическое прикрытие, во втором — проще подкупать конкретных людей.

Когда окидываешь взглядом весь этот безрадостный пейзаж, начинаешь понимать, почему Владимир Путин и Станислав Сурков решили навести порядок в вопросах финансирования неправительственных организаций России. Это требование закономерно уже, притом что бюрократия, которую развели под это дело, очевидным образом чрезмерна. Но Национальной фонд демократии, созданный под крылом Совета национальной безопасности США, не только не способствует развитию демократических институтов, а, напротив, отравляет саму идею демократии.

Тьерри Мейсан, Сеть Вольтер

Комитет. http://www.komitet.net.ua/article/72157/

 

КОГО И ЧЕМ КОРМИТ NED?

Чтобы понять ценность NED для укрепления чахлой экономики Украины и пополнения ее вечно куда-то исчезающих валютных запасов, стоит зайти на сайт фонда, который распоряжается некоторой частью бюджетных средств сердобольной Америки. Ее финансово-экономическая система уже сама на ладан дышит, но на «продвижение демократии» Вашингтону денег все равно не жалко. Неужто затраты окупаются? Каким образом?..

Люблю демократию. Потому что при ней чиновникам – хочешь, не хочешь – а приходится хоть как-то соблюдать нормы приличия и показывать, на что тратятся деньги налогоплательщиков.

Люблю Билла Гейтса. Потому что его Microsoft придумал программу MSAccess, куда эту самую информацию можно загрузить, а на выходе получить данные о чиновничьих тратах, разложенные по полочкам.

Ну и, конечно, люблю американский Национальный фонд поддержки демократии (National Endowment for Democracy – NED). А за что его не любить? Это ж сколько людей на Украине кормится его щедрыми грантами, повышая уровень потребительских расходов населения и наполняя бюджет «стратегического партнера» США!

Чтобы понять ценность NED для укрепления чахлой экономики Украины и пополнения ее вечно куда-то исчезающих валютных запасов, стоит зайти на сайт фонда, который распоряжается некоторой частью бюджетных средств сердобольной Америки. Ее финансово-экономическая система уже сама на ладан дышит, но на «продвижение демократии» Вашингтону денег все равно не жалко. Неужто затраты окупаются? Каким образом?

Как и положено добропорядочной организации, которая учит нас прозрачности государственных ведомств для общественного контроля, интернет-сайт NED содержит информацию о расходовании фондом денег американских налогоплательщиков в том числе и на просторах Евразии, которая в американском понимании почему-то сводится только к странам СНГ. Проявив некоторую смекалку, можно выудить оттуда информацию и конкретно по Украине с разбивкой по годам и грантоедам.

Не очень ясно почему, но «прозрачность» данных NED начинается 2005-м годом, а заканчивается 2009-м. То есть покрывает лишь «оранжевый» период Украины. А до и после него NED здесь, получается, не проявлялся. Или проявлялся, но так, что стесняется в этом признаться. То ли «кормил» не тех, то ли кого «перекармливал». Ну, да бог с ней, с «прозрачностью». Кушать хотят все. NED, ты слышишь?!

А пока ответа нет, не грех и «на голодный желудок» пошевелить мозгами. К примеру, проанализировать, в какие города и регионы Украины пять лет струился ручеек из толстого американского бюджета.

Для этого автор, не мудрствуя лукаво, внес взятые у NED данные в компьютерную программу, а умная программа распределила их по годам, грантоедам, местам их обитания, заявленным целям, а также суммам грантов, которые в таблице указаны цифрой в тысячах долларов США (см. скрин-фото ниже). Детищу Билла Гейтса не составило труда также «подбить бабки», как сейчас выражаются. Итоговая сумма впечатлила.

Оказалось, что за пять лет «оранжевого» владычества NED «инвестировал» в Украину 11 миллионов 868 тысяч 687 долларов. И это только по открытым источникам. А ведь таких кормильцев, проявившихся в Украине, только из США (фондов, центров, университетов, «общественных организаций» и т.п.) автор в прошлом году насчитал 59 штук, да и то учел лишь тех, что у всех на слуху.

Нет смысла особо анализировать, под каким соусом на украинский стол подается американская «капуста». Официальные цели обозначены в стандартных выражениях: содействие развитию гражданского общества, борьба с коррупцией, защита прав студентов и женщин, усиление гражданского контроля над силовыми ведомствами и обеспечение прозрачности органов власти, особенно во время выборов.

Кое-что перепало любителям просвещения украинцев в сфере экологии и правильного поведения в быту и на работе (в смысле осознания нормальности геев, лесбиянок и транссексуалов и их права на публичное самовыражение). Много денег было инвестировано в разъяснение непонятливым целесообразности для Украины интегрироваться в ЕС и НАТО. Неплохо финансировалась пропагандистская деятельность украинских греко-католиков. А православным разъясняли, что все церкви «одинаково важны, одинаково нужны».

Один раз NED даже профинансировал мероприятие, в ходе которого до сведения украинских участников довели, что быть сепаратистом и антисемитом – это плохо. Предварительный мониторинг, а затем круглые столы по этой тематике проводились американской общественной организацией “Our Town” почему-то только в городах Западной Украины.

С одной стороны, понятно: антисемитские проявления, действительно, пока еще свойственны чаще галичанам. А вот в сепаратизме обычно обвиняют жителей Крыма и украинского юга и востока. Какую тут взаимосвязь улавливает NED? Будем считать, что американцам издалека виднее.

Но на региональных аспектах деятельности NED в Украине есть смысл остановиться подробнее. Посмотрим на таблицы и нехитрый график, которые демонстрируют, какие города чаще всего встречаются в пятилетнем отчете NED и сколько денег он вбухивал в «гражданское общество» этих городов.

Если объединить преимущественно русскоязычные Восток и Юг Украины в одно целое, то на графиках региональное распределение усилий и средств NED в нашей стране выглядит следующим образом: 

В денежном выражении эти проценты означают, что в 2005-2009 годах NED «продвинул демократию» на Востоке и Юге Украины на сумму почти 7 млн. 600 тысяч долларов. Центр Украины он облагодетельствовал на 2 млн. 970 тысяч долларов. А западные области как-то прожили пять лет всего лишь на 1 млн. 300 тысячах. Разница чувствительная и вектор приложения фондом усилий очевиден.

При этом следует помнить, что значительная часть средств, выделенных для украинских грантоедов, обитающих на западе Украины, предназначалась в основном для работы с населением Востока и Юга страны, а не для местного потребления. Разве что финансирование греко-католиков было рассчитано исключительно на увеличение их печатной продукции, а также на расширение присутствия УГКЦ в СМИ и Интернете.

Несколько особняком стоит Киев, который в эти таблицы не вошел из соображений особого предназначения, которое ему отведено американскими грантодателями.

Всего NED профинансировал в Украине за пять лет 218 проектов. Киев упоминается в этом списке 88 раз. Бюджет столичного «гражданского общества» обогатился при этом на 5 млн. 560 тысяч долларов. Но важна не сумма, а на что эти деньги были потрачены.

Не будем мелочиться и возьмем для анализа самые крупные проекты. К примеру, только в одном 2005 году фонд выделил почти полмиллиона долларов американским Центру международного частного предпринимательства (Center for International Private Enterprise) и Институту конкурентного общества (Institute for Competitive Society), чтобы они совместно с украинскими партнерами помогли «бизнес-сообществу внести свой вклад в процесс реформ путем оказания влияния на формирование и развитие законодательства, благоприятного для бизнеса», а также содействовали увеличению «участия бизнеса в демократическом процессе и формировании политической повестки дня».

Учитывая олигархический характер власти в Украине, становится даже смешно. Получается, что наше «бизнес-сообщество», во-первых, не понимает собственных интересов, а во-вторых - не имеет никакого влияния на «политическую повестку дня» и не влияет на разработку законодательной базы.

Это при том, что уже притчей во языцех стало то, что на Украине нет партий (кроме маргинальных), которые не управлялись бы группами крупных бизнесменов. На всех углах у нас кричат, что надо отделить бизнес от политики, а американские благодетели вкладывают деньги в то, чтобы этого не произошло. Да и что там какие-то полмиллиона для наших олигархов? Смешно, одним словом.

В 2006-2009 годах NED ежегодно выделял по 300 тысяч долларов тем же американским и украинским институциям, чтобы они «научили крупнейшие украинские политические партии экономическим реформам в пяти регионах» (к сожалению, в отчете не указано, в каких), а также «помогли им с пониманием концепций рыночной экономики».

М-да… Видимо, действительно, «научили» и «помогли». В прошлом и этом году украинский народ прочувствовал результаты. Причем так прочувствовал, что на парламентских выборах 2012 года это, уверен, прочувствуют и ученики американских благодетелей, принимая во внимание, что уже сегодня рейтинг Партии регионов снизился вдвое. Может, этого NED и добивается?

А ведь Партия регионов, контролирующая Восток и Юг Украины, могла бы задуматься над тем, кто напросился туда в учителя. Это ведь те самые американцы, которые загнали в тупик собственную экономику, оказавшуюся, по словам президента Обамы, на грани технического дефолта. Как писал поэт, «бойтесь данайцев, дары приносящих».

В Киеве особое внимание NED уделяет продвижению вскормленной им молодежи в органы власти. Так, например, за пять лет около миллиона долларов фонд потратил на обеспечение четырехмесячной интернатуры в Верховной Раде и местных советах пятисот студентов, отобранных для этого в ведущих украинских университетах. Получив соответствующий опыт и установив контакты в аппарате парламента, эти молодые люди зачастую становятся помощниками депутатов или получают работу в парламентских комитетах. Можно не сомневаться, что они запомнили, чьи деньги открыли им дорогу в такое «светлое будущее».

Очень интересны проекты NEDа, связанные с Россией. Например, в 2006 году фонд выделил 150 тысяч долларов на «мониторинг украинских телевизионных, печатных и Интернет медиа, а также источников, базирующихся в России, для выявления тенденциозной или манипулятивной журналистики».

Украинский партнер фонда, общественная организация «Общее пространство» (укр. «Спільний простір») должна была, кроме того, анализировать, «как события в Украине отражаются в российской прессе», и «информировать публику о наиболее тенденциозных газетах, телевизионных каналах и интернет-сайтах».

Эта же организация взяла на себя обязательство «мониторить русскоязычную прессу в Украине. Работая в кооперации со словацкой мониторинг-компанией МЕМО-98…выяснять степень зависимости авторов от субсидий, их профессионализм и уровень независимости от редакционной политики изданий».

Впрочем, более интересно то, что, в свою очередь, партнерами «Общего пространства» являлись в 2006 году финансируемые тем же американским фондом общественные организации и аналитические центры, которые в данный момент представляют собой «ударную силу», с одной стороны, оппозиции президенту Виктору Януковичу и правительству, а с другой – украинских сторонников евроатлантического курса того же самого президента и правительства. И теперь уже не поймешь, чем Виктор Янукович не угодил американцам, если его противники поддерживают его же внешнеполитический курс.

Одним словом, киевским грантоедам в проектах NED была определена роль «агентов влияния» на парламент Украины и центральные органы власти.

А это, согласитесь, стоит каких-то несчастных пяти миллионов, если в результате внедрения и приобретения своих людей в Верховной Раде, украинских министерствах и ведомствах США могут затем получить миллиардные преференции в сфере экономики, не говоря уже о геополитических приобретениях.

Таким образом, можно констатировать, что в 2005-2009 годах американский Национальный фонд поддержки демократии сосредоточил свое внимание, прежде всего, на работе в ранее «враждебном» для него регионе - в восточных и южных областях Украины, где сопровождал свои камлания на тему «демократии» упорным вдалбливанием в мозги украинцев идеи евроатлантической интеграции.

Такая же по интенсивности работа проводилась в Киеве, где разрабатываются проекты и принимаются затем соответствующие законы, указы президента и решения правительства. И результаты этой работы, судя по росту уровня «евроатлантических» предпочтений среди молодежи Востока и Юга, налицо.

Интересно, а какие «гранты» и кем выданы представителям нынешней власти, если они шли к вершинам политического Олимпа под лозунгами сближения Украины и России, а потом, утвердившись на нем, резко повернули в противоположную сторону? Ведь кроме NED, по самым скромным подсчетам, в Украине «продвигают демократию» не менее 140 «доброжелателей» из стран НАТО и ЕС, не считая международных организаций типа того же НАТО и частных лиц вроде вездесущего Джорджа Сороса. Хорошая кормушка, однако.

Александр САВЧЕНКО, ОДНА РОДИНА

Комитет. http://www.komitet.net.ua/article/72636/

Преступления власти

Права человека 

Справочник

Страны. Мир в цифрах. Адреса.
Статистика.
Посольства

Секреты политики

Статьи. Доклады. Комментарии